Опытная подводная лодка пр.1710 / 01710 Макрель — BELUGA(СССР)

2+

Средняя специальная (опытовая) дизель-электрическая подводная лодка (“СС”). Разработана СПМБМ “Малахит”, главный конструктор Г.П.Москалев, научный руководитель создания ПЛ – В.М.Пашин (НИИ им.Крылова). ПЛ создавалась для изучения поведения в воде новой формы корпуса, а так же для опытов с впрыском полимерных растворов для снижения гидродинамического сопротивления. Разработка лодки начата в 1982 г. ПЛ СС-533 (единственная построенная, заводской №01620) заложена на заводе “Судомех” (г.Ленинград) 22 октября 1985 г., спущена на воду 5 октября 1986 г. Достройка лодки производиласна плаву в акватории бывшего Ново-Адмиралтейского завода с использованием плавдок СПД-2М для проведения работ на подводной части корпуса. Главный строитель – С.П.Зеленский, ответственный сдатчик – В.М.Ильин, сдаточный механик – Ю.К.Учаев. Швартовые испытания ПЛ прошли с 14 октября по 23 ноября 1986 г. Заводские ходовые испытания проходили на Черном море (Балаклава) с конца 1986 г. по 29 октября 1989 г. после транспортировки туда ПЛ внутренними водными путями.

 

Конструкция ПЛ — двухкорпусная. Легкий корпус выполнен в виде тела вращения без цилиндрической вставки с соотношением длины к ширине около 7:1 — форма «альбакоровская классическая». Такая форма обводов обеспечивала получение оптимальных пропульсивных характеристик и минимального сопротивления набегающему потоку. Прочный корпус имел цилиндрическую форму с конусообразной кормовой оконечностью. Он делился водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. Ограждение выдвижных устройств имело «лимузинную» форму с плавным перетеканием основания в легкий корпус. Кормовое оперение – крестообразное, носовые горизонтальные рули располагались в надстройке и заваливались внутрь. Предусмотрена возможность смены обтекателя основной антенны ГАК для изучения разных форм носовой оконечности корпуса. Всего на ПЛ испытано три типа съемных обтекателей главной антенны ГАК. Для снижения акустических помех работе главной антенны ГАК на внешних обводах корпуса и на внутренних переборках использованы гидроакустические покрытия из материалов «Плавник-78» и «Шлем».

Для снижения сопротивления воды в пограничный слой вдоль легкого корпуса и ограждения перископов подавался раствор полимеров, снижающий сопротивление (скорость хода увеличивалась без изменения мощности ДЭУ). Система включала в себя кольцевые щелевидные конструкции легкого корпуса, цистерну-хранилище полимерной пасты и оборудование:
— центробежный насос для подачи забортной воды
— винтовой насос подачи пасты в смеситель
— трубопроводы подачи раствора к щелям

Полимерная паста загружалась в специальную цистерну, содержавшую эластичные емкости; в полости между ними и переборками цистерны поступала забортная вода, которая по мере расходования пасты ее заменяла. При включении системы в смеситель подавались забортная вода и паста. Полученный раствор поступал по трубопроводам в сборные коффердамы, а затем – к щелям в легком корпусе, ограждении выдвижных устройств, стабилизаторах и к гребному винту. Гидродинамически активные полимеры были созданы на базе полиэтиленоксида и акриламида.

Измерения свойств пограничного слоя производятся аппаратурой ЭМО-42П, Неон-16, Скат ИК.
Использование впрыска раствора полимеров позволило:
— снизить акустический шум вызываемый корпусом на 3-4 дБ;
— снизить сопротивление трения корпуса лодки на 40-45%;
— увеличить скорость лодки в подводном положении без увеличения мощности двигателя на 11-12%.

Двигатели: подводный и надводный ход ПЛ обеспечивается электродвигателями
1 х главный гребной электродвигатель мощностью 5500 л.с.
1 х электродвигатель экономического хода мощностью 50 л.с.
1 х дизель-генератор мощностью 500 / 680 л.с. (по разным данным)

Механика — на ПЛ использовались разные типы винтов фиксированного шага (в т.ч. соосные), в СМИ есть упоминание использования винтов в кольцевой насадке (видимо, один из вариантов). Вариант винта на момент разделки корпуса — 7-лопастный с саблевидными лопастями. Горизонтальные рули — кормовые и носовые (убираемые в корпус).

Энергетика — 2 группы аккумуляторных батарей. Подразядка осуществлялась только в базе.

ТТХ лодки:
Экипаж:
— 22 чел
— 30 чел (официальные данные, 1989 г.)

Длина — 64 м
Ширина — 9 м
Осадка — 5.8 м

Водоизмещение надводное:
— 1420 тонн (официальные данные)
— 1460 тонн
Водоизмещение подводное — 2480 тонн

Скорость надводного хода максимальная — 10 уз
Скорость подводного хода максимальная — 24-26.6 уз (в зависимости от варианта винта)
Дальность хода надводная (скорость 10 уз) — 1100 миль
Дальность хода надводная (скорость 4.2 уз) — 781 миля
Дальность хода подводная (скорость 4 уз) — 185 миль
Дальность хода подводная (скорость 24.5 уз) — 15 миль
Глубина погружения предельная — 300 м
Глубина погружения рабочая — 240 м

Автономность — 3 суток

Вооружение: не устанавливалось

Оборудование:
— ГАК МГК-400М «Рубикон-М»
— РЛС МРК-50 «Каскад»
— Навигационно-зенитный перископ ПЗНА-8М

На лодке установлена ЭВМ для анализа данных, собираемых в процессе испытаний — система «Рейд». В районе гребного винта расположено специальное устройство «Струя» предназначенное для измерения скоростей составляющих набегающего на гребной винт потока.

В 1992 г. экспериментальные исследования на лодке прекращены. После нескольких лет эксплуатации и экспериментов лодка выведена из боевого состава флота (2002 г.) и утилизирована (разделана на металл) в Севастополе. Так же встречается наименование ПЛ СС-533 — «Форель» которое является ошибочным.

Источники:

https://war-book.ru/

https://topwar.ru

Фотографии из открытых источников интернет и личного архива ЕНОТА

2+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147