Опытная безоткатная 88 мм авиационная пушка Düka 8.8 (Германия. 1941 — 1943 год).

1+

Одним из неприятных побочных эффектов при выстреле из пушки крупного калибра, безусловно, является отдача, вызванная действием пороховых газов. Как следует из 3-го закона Ньютона, сила выталкивающая снаряд из ствола, равна силе, действующей через донце гильзы на запирающий ее затвор, а через него уже на всю конструкцию, то есть, отдачу оружия. Именно эта отдача, главным образом, ограничивает калибр и, соответственно, мощность орудия, которое можно установить на самолет без риска нанести фатальные повреждения планеру.

Эту проблему, остро стоявшую перед авиаторами, пытались решить практически с самого зарождения боевой авиации, еще в годы 1-й Мировой войны, путем разработки безоткатных пушек, суть конструкции которых заключалась в том, что излишек дульных газов, незадействованных для собственно выстрела, отводился назад через специальные газоотводные каналы и, в конечном итоге, выбрасывался в воздух, минуя негативное влияние на затвор оружия, и соответственно, на силу отдачи, снижая ее до безопасного уровня или даже полностью компенсируя ее.

Еще в 1910 году коммандер ВМФ США Клилэнд Дэвис (Cleland Davis) изобрёл орудие, работающее по безоткатному принципу, и предназначенное для вооружения самолётов. В 1911 году он получил на это изобретение патент США за номером No. 1108714. И в годы 1-й Мировой войны пушки Дэвиса различных калибров ограниченно применялись в английской авиации для борьбы с кораблями.

В межвоенный период безоткатные пушки большого калибра «примеряли» к самолетам практически во всех странах. Однако, при всех преимуществах использования большого калибра, безоткатные пушки обладали и существенными недостатками, среди которых низкая начальная скорость снаряда, что ограничивает дальность стрельбы, и наличие направленной назад струи раскалённых газов, что серьезно затрудняет установку орудий внутри самолета.

К середине 30-х годов повальное увлечение авиационными безоткатками практически сошло на нет, чему способствовало появление достаточно мощных и скорострельных авиапушек традиционной конструкции, а применение более совершенных бомбовых прицелов, позволило значительно более эффективно применять для борьбы с наземным противником обычные бомбы.

Одной из немногих стран, в которых идея безоткатных авиационных орудий не умерла окончательно, была нацистская Германия, где уже в годы 2-й Мировой войны родилось несколько весьма интересных проектов этого оружия, как относительно небольших, традиционных калибров, так и чудовищных однозарядных монстров, соизмеримых с главным калибром линкоров.

Эксперименты по развитию темы безоткатных авиационных пушек в Германии начались в 1935-36 гг, как раз в тот момент, когда в других странах эта тема подошла к своему логическому тупику. Фирма Рейнметалл Борзиг в предвоенные годы разработала несколько опытных систем калибра 37 мм и 75 мм. Последняя, 75-мм пушка, получившая обозначение 7.5 cm Leichtgeschütz 40 (то есть, «легкое орудие калибра 7.5 см образца 1940 года) было доработано для установки на самолет — Düsenkanone 7.5, дословно, пушка с насадкой, или сокращенно Düka 7.5.

Испытания проводились на борту истребителя Bf 110 и, в принципе, показали обнадеживающие характеристики — Düka 7.5 с длиной ствола 3,067 метра стреляла 2.4-кг снарядами (масса унитарного патрона составляла 6.5 кг) с начальной скоростью 540 м/с. Дульные газы при этом выводились в хвостовую часть фюзеляжа самолета, нанося ей серьезные повреждения.

Безоткатное орудие имело достаточно низкий приоритет в разработках концерна Рейнметалл Борзиг и дальнейшая доработка пушки была отдана в чешскую компанию Шкода, где был предложен весьма оригинальный способ минимизации влияния пороховых газов на конструкцию самолета. Чешские специалисты предложили вывести газоотводные каналы в стороны от каморы патронника своеобразными рогами, направленными вверх и вниз. Это решение оказалось заманчивым и разработка, получившая новое дыхание, вновь вернулась в оружейную компанию на Рейне, где тему возглавил молодой инженер Клейншмидт. Возобновление работ удачно совпало с новой вспышкой интереса к теме у чиновников министерства авиации RLM.

Как это не удивительно, но на рубеже начала 40-х годов крупнокалиберное безоткатное орудие предполагалось для борьбы с воздушным противником. Вероятно, немцы на тот момент находились под влиянием доктрины Дуэ и армад тяжелых бомбардировщиков, с которыми в перспективе предстояло бороться Люфтваффе. А крупнокалиберное орудие на борту перехватчика виделось неплохим средством для этого. Очевидно, сознавая, что удовлетворительных баллистических характеристик безоткатного орудия достичь вряд ли удастся, ставка была сделана на увеличение калибра. Оптимальным для этого посчитали боеприпас стандартной 88-мм зенитной пушки «8,8 cm FlaK 41», а недостаток точности, связанный с малой начальной скоростью безоткатной схемы, компенсировать применением шрапнельных снарядов, по аналогии с крупнокалиберными зенитками, способных поражать самолет противника даже не достигая прямого попадания в цель.

Несколько позже, в процессе разработки появилось желание использовать данное оружие и для борьбы с наземными и надводными целями.

В целом, казавшаяся изначально простой идея чешских конструкторов, постепенно начала обрастать деталями и конструктивными решениями, делавшими орудие весьма необычным внешне и, в конце концов, похоронивших его. Так для обеспечения приемлемой начальной скорости 9-кг снаряда в 600 м/с, по расчетам было необходимо обеспечить отвод газов для создания импульса, эквивалентного примерно 5.7 кг. Для достижения минимальной скорострельности, для орудия был разработан барабанный автомат заряжения на 10 унитарных патронов, работавший от бортовой электросети самолета. Теоретически автомат позволял производить выстрел в 2 — 3 секунды. Как отмечалось выше, стандартная схема, с отводом газов назад, в казенную часть орудия, была слишком рискованной, поскольку подвергала бы хвостовую часть самолета-носителя постоянному воздействию раскаленных газов. Поэтому, согласно чешским разработкам, конструкция пушки была изменена фундаментально. Два газоотводящих канала, которые начинались непосредственно в каморе патронника, были расположены под углом к оси орудия, выводя «лишние» пороховые газы вверх и вниз от системы. Такая схема была выбрана для взаимной компенсации крутящего момента, неизбежно возникшего бы при отводе газов в какую-то одну сторону.

В результате пушка приобрела необычный «рогатый» профиль, послуживший появлению официального наименования системы 8,8-cm Düsen-Kanonen — дословно «пушка с насадкой» или сокращенно «Düka 8.8».

Предварительные расчеты показали, что планировавшийся изначально в качестве носителя пушки Düka 8.8 истребитель Мессершмитт Bf 110 не пригоден, орудие оказалось слишком габаритным для относительно небольшого и легкого самолета, поэтому базой для разработки был выбран бомбардировщик Юнкерс Ju 88А-5, более подходящий для размещения орудия.

Ствол орудия размещался в специальной гондоле под фюзеляжем на месте нижней «ванны» стрелка, а газоотводящие насадки проходили сквозь фюзеляж самолета под углом 60 градусов к оси ствола вверх и вниз. Длина каналов была различна. Разработчики были вынуждены верхний канал, который проходил через фюзеляж самолета сделать значительно длиннее нижнего, а для компенсации разницы усилия диаметр нижнего укороченного канала был выполнен меньше.

К сожалению, до настоящего времени сохранилось немного документов о пушке Düka 8.8. Известен отчет об успешных испытаниях ее от 10 января 1942 года. Отсюда можно судить, что опытные орудия были разработаны во второй половине 1941 года.

Конструктивно орудие представляло собой полуавтомат массой без малого тонну длиной около 6.5 метров. В Düka 8.8 использовались несколько измененные унитарные выстрелы 88×855R от новейшей зенитки FLAK 41. Боекомплект составлял 10 патронов во вращающемся барабане. Вращение барабана и досылание патрона осуществлялось электроприводом с редуктором, не связанным с автоматикой оружия. Выстрел осуществлялся электрическим разрядом через электрозапальную втулку. Экстракция гильзы происходила в момент открытия затвора, после чего гильза выбрасывалась через специальный канал в гондоле и укладывалась в свое прежнее место в барабане. Ствол длиной 4.4 метра имел 32 винтовых нареза глубиной 1.05 мм.

Летные испытания орудия были проведены на полигоне в Тарневице и, в целом, показали вполне удовлетворительные характеристики, подтвердившие расчеты конструкторов. Но плотный график работ по экстренным военным заказам на фирме Юнкерс и достаточно низкий приоритет разработки авиационной безоткатки большого калибра, к проекту которой RLM потеряло интерес, заставили свернуть дальнейшие работы. Всего было изготовлено 20 опытных орудий Düka 8.8, судьба которых осталась неизвестной.

Несколько позднее, разработкой 88-мм безоткатной пушки Рейнметалл заинтересовались моряки. Кригсмарине было заинтересовано в легком орудии для размещения на подводных лодках и небольших катерах. На базе Düka 8.8 был разработан флотский аналог, получивший обозначение 8,8-cm DKM 43 — Düsenkanone Marine Konstruktionsjahr 1943 — дословно, «пушка с насадкой, морская, конструкция 1943 года».

DKM 43 также проходила испытания вплоть до лета 1944 года, но из стадии опытного проекта не вышла.

ТТХ:

Калибр, мм-88
Тип автоматики-Полуавтомат, длинный откат ствола
Темп стрельбы, выст/мин-15
Начальная скорость снаряда, м/сек-600
Масса орудия, кг-970
Длина орудия, мм-6477
Длина ствола, мм-4403
Тип патрона-88×855R
Ёмкость магазина-10 патронов
Масса снаряда, кг-9.0 (Осколочно-фугасный), снаряжение 700 г. ТНТ
Масса патрона, кг-18.9

 

 

Источники:

http://www.airwar.ru/

https://raigap.livejournal.com/

Евгений Аранов. Авиационное вооружение Германии

Luftwaffe Resource Group

Flugzeug 1992-01. H. Bukowski, M. Griehl. Die Junkers Werke 1945/46

1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147