«Надувной» локомотив от компании Porter

1+

На протяжении столетий в шахтах вагонетки таскали мускульной тягой. Сначала люди, а потом и специально выведенные породы лошадок (пони, ага. Они «родом из шахты»). Но шло время, и лошадей живых заменили механические. Паровозы развивали мощность в десятки и сотни лошадиных сил, но вот беда, в шахтах и тоннелях, да и в заводских цехах, — они были совсем не комильфо. Почему? Ну как же… Чего нельзя делать локомотиву в шахте? Локомотиву, например, категорически нельзя дымить, а в очень многих случаях и искры категорически противопоказаны. В случае попадания в воздух метана любая искорка может привести к взрыву. А уж паровоз в метро — дело очень, очень интересное. Но чем хороша, к примеру, паровая машина? Ей нужно давление на входе, — а уж откуда оно значения не имеет. Сжатый воздух подойдет.

Поэтому, до появления неискрящих электродвигателей (до середины прошлого века, собственно) выпускалось множество специализированных …не, не паровозов, «пневмовозов», так правильнее — специально для работы в шахтах. И достигли они весьма высокого уровня совершенства. Вот, к примеру, как этот пневмовоз от специализировавшейся на них компании Porter. Созданный для городской железной дороги Нового Орлеана он — не ограниченный в высоте шахтными штреками — имеет три баллона общим объемом около пяти кубометров под давлением 1000 psi (68 атмосфер), — а вдобавок, как и многие локомотивы Porter имеет фирменную фишку, резко увеличивающую пробег.

Как известно, при сжимании воздух нагревается, а при расширении остывает. И эта разница температур — чистые потери энергии, которые никак не компенсировать. Ну, — почти никак. У локомотивов Porter в варианте «для города» были специальные огневые подогреватели воздуха, котрые работали, пока пневмовоз бежал на свежем воздухе. Потом пламя гасилось, и подогрев воздуха (на выходе из редуктора и в цилиндрах?) осуществлялся за счет раскаленного теплоносителя. В итоге пневмовоз бегал почти вдвое дальше, чем без подогрева. Хотя, конечно, надо понимать, что пробег между заправками у этих машинок редко превышал пару десятков километров. Ну, по их задачам хватало, как раз — на рейс, и подозреваю, что в оба конца…

 

 

1+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147