Корабль-истребитель который был способен «летать» на скорости 125 км/ч.

3+

Речь пойдет о малых противолодочных катерах проекта 1141 и 11451 под названием «Сокол». Не смотря на свою классификацию как малые, этот корабль являлся одним из самых больших судов на подводных крыльях в мире.

Корабль предназначался для поиска и уничтожения быстроходных подводных лодок противника в прибрежных районах морей и океанов как при одиночном несении службы, так и во взаимодействии с другими силами противолодочной обороны.

   От существовавших в то время противолодочных средств корабль проекта 1141 отличался, прежде всего, высокой эффективностью решения задач поиска подводных лодок, что достигалось: применением мощных специализированных средств обнаружения, работавших на больших глубинах; высокими ходовыми и мореходными качествами корабля- носителя, обеспечивавшими двукратное преимущество в скорости на полном ходу ( по сравнению с подводными лодками) при волнении моря до 5 баллов включительно; приспособленностью корабля к скачкообразному поиску подводных лодок с помощью опускной гидроакустической станции. Сочетание вышеперечисленного подняло поисковый потенциал «Сокола» в 2,7-4,2 раза по сравнению с водоизмещающими кораблями. Кроме того, на опытном корабле проводились исследования для определения типа крыльевых устройств для перспективных малых кораблей-носителей противолодочного и ударного оружия.

Особо касаться вооружения и средств поиска противника не будем. Рассмотрим за счет чего возможно было развить такую скорость.

 Приступая к эскизному проекту корабля пр. 1141 «Сокол», Зеленодольское ПКБ ставило перед собой следующие задачи:

   1. Обоснование выбора типа крыльевого устройства с обеспечением бескавитационного обтекания подводных крыльев на максимальных скоростях движения, а также достижение заданной мореходности;

   2. Создание и отработка угловых передач (колонок) и винтов, способных обеспечить скорость 70 узлов и переработать мощность 9000 л.с. (на винт).

3. Обеспечение прочности и долговечности крыльевых устройств и корпуса, включая разработку методов расчета и выбор материала, назначение условий базирования, защиты и интенсивности использования.

 Для подтверждения ходовых и мореходных качеств корабля была построена самоходная модель СМ-9 в масштабе 1 : 4,44 водоизмещением 5,2т с тремя колонками и скоростью хода 34 узла. Как и многие другие модели, до и после СМ-9. Для отработки гребных винтов (на каждой колонке их было два – носовой и кормовой) был создан специальный стенд, развивающий натурную скорость. Испытания моделей гребных винтов на натурной скорости дали важнейшую информацию о необходимой прочности лопастей. Этим испытаниям предшествовали испытания в бассейне и кавитационных трубах. Главная энергетическая установка была принята в составе трех газотурбинных установок М10 по 18 000 л.с. с передачей мощности на гребные винты через угловые редукторные передачи и двух двигателей малого хода дизель-редукторных агрегатов ДРА-211 мощностью 1000л.с. каждый, работающих на водометные движители насосного типа ГД-1141, в состав которых включены реверс-рулевые устройства, обеспечивающие поворот и задний ход корабля.

 Газотурбинная установка М10 включала в себя: газотурбинный двигатель Д050 класса Д2, редуктор РД50, редуктор Р1Д50, горизонтальную и вертикальную трансмиссии. На время начала проектирования корабля пр. 1141 газотурбинная установка М10 еще не существовало, т.к. двигатель Д050 появился только к 1975 г. Особо сложной задачей для конструкторов газотурбинная установка была разработка кинематической схемы угловой редукторной передачи, названной «колонка», большой мощности. Сначала была спроектирована, изготовлена и испытана действующая модель передачи мощностью 1000л.с., на этапе технического проекта -натурная угловая передача мощностью 18000л.с. Испытания проводились на опытном корабле пр. М1121 «Смерч» на базе Керченского филиала Зеленодольского ПКБ.

   Газотурбинный двигатель Д050 был нереверсивным, трехвальным с турбокомпрессором низкого давления, турбокомпрессором высокого давления, силовой турбиной. Турбокомпрессором низкого давления имел 8 ступеней, турбокомпрессором высокого давления -9, степень сжатия -12,5. Все три турбины -двухступенчатые. Камера сгорания -трубчато-кольцевая, прямоточная, десятитрубная: мощность двигателя-16000 л.с.; габариты -5,9×2,7×3,1м; масса -16тонн.

   Передача мощности от газотурбинного двигателя на гребные винты фиксированного шага осуществлялась через угловые редукторные передачи РД50, Р1Д50, горизонтальную и вертикальную соосную трансмиссии. Большая длина вертикальной трансмиссии и равномерное распределение мощности на гребные винты обеспечивало высокие мореходные качества «Сокола».

   Верхний редуктор РД50 был двухступенчатым, нереверсивным. Первую ступень составляли цилиндрические колеса, вторую – конические с круговым зубом и разделением мощности на четыре потока. Редуктор имел два соосных выходных вала противоположного вращения, передаточное отношение – 2,24, частота вращения выходных валов -2250 об/мин, габариты -1,3×1,1×1,6м, масса -2,5т.

   Нижний конический замкнутый четырехзвенный редуктор Р1Д50 с двумя соосны ми выходными валами соосных трехлопастных гребных винтов противоположного вращенния типа «тандем» встраивался в обтекаемую гондолу, передаточное отношение-1,73, частота вращения выходных валов -1300 об/мин, габариты – 5,1×0,85×0,95м, масса -3,5т.

   На опытном корабле типа «Сокол» были установлены две газотурбинные установки М10А (бортовые) и одна М10Б (средняя). Каждая газотурбинная установка имела увеличенную мощность до 18000 л.с. с возможностью форсажа до 20000л.с.

Для выбора материала корпуса и крыльев были разработаны и рассчитаны на прочность конструкции из свариваемого легкого сплава АМГ-61Н и титанового сплава. Анализ показал, что для корпуса выгоднее использовать АМГ-61Н, а для крыльев -титановый сплав или, с некоторым перевесом, мартенситно-стареющую сталь с пределом текучести 90 кг/мм2 .  Для подтверждения заложенных в проекте крыльевых устройств технических решений, отработки технологии изготовления и испытаний было предусмотрено создание натурного опытного носового крыльевого устройства из титанового сплава и специального стенда для проверки его работоспособности в условиях статических и переменных нагрузок.

   Для предотвращения электрохимической коррозии в местах соединения разнородных материалов предусматривались электроизоляционные разъединители и отключаемая протекторная защита корпуса от материала крыльевых устройств. Существовало мнение о низкой надежности крыльевых устройств кораблей на подводных крыльях. «Сокол» не предназначался к плаванию во льдах, а столкновение с посторонними предметами пагубно и для водоизмещающих кораблей. Известен случай когда корабль на полном ходу («на крыле») перерубил крылом стальной трос, шедшей под буксиром, груженной многотонной баржи. Причем, на «Соколе» момента столкновения с тросом не заметили, а незначительные повреждения титановых крыльевых устройств были обнаружены лишь при очередном доковании

Летом и осенью 1977 г. проходили конструкторские испытания корабля, для которых в днище встроили специальные иллюминаторы для наблюдения за обтеканием водой подводных крыльев, а на корпусе и на КУ были установлены специальные тензодатчики для замеров деформации конструкций и напряжений в них. Также была смонтирована аппаратура для измерения параметров качки. Испытания дали следующие результаты: на тихой воде достигнута скорость 60 узлов при суммарной мощности 52000 л.с.; при мощности ГТД около 30000 л.с. скорость хода на тихой воде – 54 узла; наблюдалось устойчивое движение на волнении V баллов со скоростями 45- 52 узла на всех курсовых углах к бегу волны; напряжения в подводных крыльях соответствовали расчетным значениям; напряжения в корпусе от общего изгиба оказались существенно ниже расчетных;местные напряжения в корпусных конструкциях соответствовали расчетным. Разгон корабля до выхода на крыло осуществлялся за 152 секунды. Позже, на очередных испытаниях, «Сокол» развил скорость 68 узлов, что соответствует 126 км/ч.

Были выявлены следующие негативные моменты: пространственная посадка корабля отличалась от расчетной из-за проблем с обтеканием кормового крыла, поэтому ходовой дифферент составил около четырех градусов вместо ожидаемых двух. Причиной явилось влияние вихревых потоков от носовых крыльев, чего никак не ожидали. На скоростях свыше 60 узлов корабль плохо слушался рулей. Маневрировать приходилось путем перекладки кормовых закрылков (координированный разворот); на лопастях гребных винтов наблюдалась кавитационная эрозия; в опорно-дейдвудном устройстве нижних редукторов выявились течи, что приводило к обводнению и частой замене смазочного масла.

Мореходность корабля по безопасности плавания обеспечивалась при волнении моря в VIII баллов на корпусе, V баллов и высоте волны до Зм -на крыле. Применение оружия -при волнении моря до V баллов. Предельно допустимая величина шквального ветра при движении корабля на полном ходу «на крыле» не должна была превышать 30 м/с. Обеспеченное время выхода корабля на крыло при волнении моря V баллов не более 3 мин. Скорость полного хода при нормальном водоизмещении и волнении моря V баллов -58-60 узлов. Включение системы управления закрылками при волнении моря в V баллов снижало амплитуду колебаний по дифференту до ±1,1° и по крену до ±2,4°.

   В конце декабря 1977г. «Сокол» был предъявлен на государственные испытания, которыми руководил О.Н.Жижин. 31 декабря испытания были успешно завершены и подписан приемный акт.

В 1985 г. корабль проекта 1141, который с февраля 1972 стал носить имя своего главного конструктора (Александр Кунахович скончался в 1968 году после операции), «Александр Кунахович» совершил ночной переход дальностью 210 миль от Бургаса до Севастополя на крыльях за 4 ч, при пятибалльном волнении моря.

В 1998 году корабль был поставлен к причалу БрОВР в Южной бухте выведен из эксплуатации. К концу года его разобрали на металл в ковше CP3-13. Все исправное оборудование было демонтировано и передано на склады ЧФ. Но это коснулось только опытного образца проекта 1141. В то время в составе флота РФ числились противолодочные корабли проекта 11451, которые не многим отличались от своего родителя. Но судьба кораблей проекта 11451 так же закончилась не успев начаться. Их было заказано 4 штуки, из них два построено и в настоящий момент уже списано, а другие два так и не были достроены.

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5d8723960a451800ae190255

В статье использованы материалы из книги «Г. Дмитриев — Соколиная охота (Малые противолодочные корабли проектов 1141 и 11451)»

3+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147