Глубоководный аппарат пр.1906 Поиск-6 — SUBMERSIBLE(СССР)

0

Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / глубоководный комплекс с судном-носителем первого поколения. В некотрых источниках аппарат классифицируется как «батискаф». Проект тактико-технического задания на создание аппарата получен ЛПМБ «Рубин» в начале 1966 г. Назначение аппарата — проведение поисковых и научно-исследовательских работ в интересах ВМФ на глубинах материкового склона до 6000 м. Одна из целей такого рода аппаратов — допоиск , классификация и обследование затонувших объектов. Главный конструктор — Н.А.Климов, ведущий конструктор по предэскизному проекту — Е.Н.Шахинин. Работы по предэскизному проекту велись с начала 1966 г. в группе Н.М.Климова. В конце 1966 г. проект передан главному конструктору Ю.К.Сапожкову, заместители — Г.Г.Кацман, Е.Н.Шахинин и М.Н.Диомидов. К концу 1966 г. создание предэскизного проекта в варианте с жидким и твердым легковесными заполнителями (см.Конструкция) завершено. Проект Постановления СМ СССР и проект приказа Минсудпрома СССР на рабочее проектирование согласованы к сентябрю 1967 г. В 1967 г. начато создание эскизного проекта.

Модель глубоководного аппарата «Поиск-6» пр.1906 в музее ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова, 21.11.2011 г. (http://flotprom.ru).

Коллегия Минсудпрома СССР и Управление поисково-спасательной службы ВМФ СССР при рассмотрении проекта отдали предпочтение варианту с жидким заполнителем объемов плавучести (см.ниже — Конструкция) с учетом положения дел по промышленному освоению сферопластиков. Совместным решением в феврале 1970 г. Минсудпром и ВМФ утвердили технический проект 1906 к строительству опытного аппарата «Поиск-6» в варианте с жидким заполнителем объемов плавучести. Вариант со сферопластиком был отложен до времени, когда прояснится ситуация с промышленным производством сферопластика по темам НИР «Жемчуг» (проект глубоководной ПЛА пр.952 из стеклопластика) и «Глубина».

Приказом министра Минсудпрома СССР Б.Е.Бутомы от 1 июля 1970 г. проектирование глубоководных аппаратов передано из ЛПМБ «Рубин» в ЦПБ «Волна». До конца 1970 г. переведены главный конструктор Ю.К.Сапожков и его заместители, предэскизный проект «Поиск-6С» и рабочая конструкторская документация пр.1906. В 1971 г. велись работы по эскизному проекту пр.1848, разрабатывалась эксплуатационная документация на ПЛ пр.1906, велась корректировка технического проекта, начато строительство опытного образца под названием АС-7 на Ново-Адмиралтейском заводе в г.Ленинграде. Корректировка технического проекта вызвана необходимостью обеспечения лодке достаточной мореходности для буксировки к месту проведения работ — такое решение было принято из-за отсутствия судна-носителя аппарата.

Приказом по Минсудпрому СССР от 23 февраля 1974 г. в СПМБМ «Малахит» объединены ЦПБ «Волна» и СПМБМ, в новок КБ перешли работы по глубоководной тематике. В 1975 г. продолжаются работы по строительству опытного образца пр.1906. С 1986 г. главным конструктором проекта назначен (в связи с кончиной Ю.К.Сапожкова) В.И.Баранцев, а с конца 1987 г. — В.Г.Марков.

Аппарат АС-7 проекта «Поиск-6» заложен 28.06.1975 г. на Ново-Адмиралтейском заводе (позже вошел в состав ЛАО, г.Ленинград), ответственный сдатчик Лазута Л.П. Аппарат спущен на воду 12.06.1979 г. Заводские испытания аппарата производились на Черном море в г.Севастополе, куда аппарат был доставлен в транспортном доке. Швартовые, заводский и первый этап государственных испытаний проводились с временного судна-носителя «Михаил Рудницкий» при участии морского буксира-спасателя, танкера «Дон» и дока ТПД-28. Испытания на Черном море завершены только в сентябре 1983 г. погружением на глубину 1953 м. Аппарат АС-7 после заводских испытаний принят для испытаний в ВМФ СССР 27.09.1983 г.

Второй этап государственных испытаний аппарата проводился на Тихом океане. В 1983 г. АС-7 на палубе балкера «Зоя Космодемьянская» был перевезен в Петропавловск-Камчатский и в течение 1984-1985 г.г. тым выполнялись совместные работы аппарата с танкером «Аламбай», плавдоком ТПД-43 и обеспечивающим судном «Георгий Козьмин». Проведены государственные испытания 2-го этапа (с частичным повторением госиспытаний 1-го этапа). 20 августа 1986 г. (1985 г. по др.данным) АС-7 впервые в СССР с экипажем на борту совершил успешное погружение в районе Камчатского разлома и достиг глубины 6035 м. В следующем году ПА повторил это достижение, однако после контрольного выхода 15 сентября 1987 г., когда аппарат ударился о грунт и получил повреждения легкого корпуса, его поставили в док и прервали испытания. Комиссия государственной приемки 21.09.1987 г., учитывая физическое и моральное старение аппарата АС-7, не приняла его в состав флота и дальнейшие работы признала нецелесообразными.

Испытания показали, что гидравлика и системы жизнеобеспечения аппарата работали нормально. Вместе с тем, был выявлен и ряд недостатков — например, неудачная конструкция акумуляторных батарей, технологические просчеты при изготовлении легкого корпуса (поплавка), использование рафината риформинга в качестве жидкого наполнителя цистерн плавучести. Также имелись многочисленные случаи коротких замыканий в электрической сети аппарата.

Глубоководный аппарат АС-7 пр.1906 «Поиск-6» после погружения на 6000 м, 20.08.1985 г. (фото из архива Сергея Иванова, http://forums.airbase.ru).

 

Глубоководный аппарат АС-7 пр.1906 «Поиск-6» (http://www.proatom.ru).

Глубоководный аппарат АС-7 пр.1906 «Поиск-6», 1980 г. (фото из архива Юрганова, http://yuvit.mylivepage.ru, обработка http://militaryrussia.ru).

Конструкция — при разработке прочного корпуса лодки обнаружено, что при том уровне технологий создание прочного корпуса из металла, обеспечивающего необходимую прочность на грубинах до 6000 м, возможно, но масса такой конструкции со всем оборудованием будет превышать 1000 кг на куб.м. Соответственно, для обеспечения плавучести такого корпуса потребуются дополнительные внешние объемы обеспечения плавучести с легковесным заполнителем. Согласно проведенным исследованиям было предложено два варианта легковесных заполнителей:
— жидкий — бензин фракции «рафинат-риформинг»;
— твердый — новый твердый материал — сферопластик — изучение которого велось по теме НИР «Глубина».

При проектировании аппарата применен поплавок, наполненный рафинатом риформинга (первой фракцией перегонки нефти), что позволяло принять на аппарат 320 кг полезной нагрузки на каждый кубометр рафината. Пространство в поплавке над поверхностью рафината постоянно заполняется азотом для предотвращения возгорания рафината и взрыва его паров; обеспечена возможность погрузки и выгрузки рафината и дроби при нахождении ПА на плаву. Так же для балласта применены бункеры с дробью, устройства регулируемого высыпания дроби, устройство выпуска рафината из маневровых цистерн для обеспечения маневрирования по глубине.

В ходе строительства прочный корпус испытывался в заводской док-камере.

Материал прочного корпуса — сталь АК-34
Материал легкого корпуса — стеклопластик
Предел текучести стали прочного корпуса — 120 кг/кв.мм

Двигатели — электродвигатели, электрическая энергетическая установка на аккумуляторах (300 шт типа СП-680).
— 1 х 10 кВт кормовой электродвигатель;
— 2 х 6 кВт носовых электродвигателя;
— 1 х 10 кВт электродвигатель насоса агрегата гидравлической системы
Энергоёмкость аккумуляторов — 300 кВт/ч

Движители:
— 1 х горизонтальный маршевый винт фиксированного шага
— 2 х вертикальных винта регулируемого шага

ТТХ подводного аппарата:
Экипаж — 3 чел

Длина — 29 м
Ширина — 6.3 м
Высота — 8.2 м
Осадка — 4.8 м

Водоизмещение полное:
— 355 т
— 180 т (пр.1648 «Поиск-6С»)
Масса полезной нагрузки — 2300 кг
Масса груза поднимаего на поверхность со дна — 400 кг

Глубина погружения:
— до 6000 м (по ТТТ ВМФ СССР и рабочая)
— 6015 м (максимальная в ходе испытаний)
— 6000 м (проектная, пр.1648 «Поиск-6С»)
Скорость:
— горизонтальная — 2.65 уз
— вертикальная — 0.5 уз
Дальность хода — 16 миль (полным подводным ходом)
Автономность:
— 72 часа (по жизнеобеспечнию)
— 8 / 19 часов (по электроэнергии по разным данным)

Оборудование — аппарат был оборудован манипуляторным устройством для подводных работ.

Модификации:
пр.1906 жидкий заполнитель — вариант проекта глубоководной подводной лодки, принятый Минсудпромом и ВМФ СССР.

пр.1906 твердый заполнитель — вариант проекта глубоководной подводной лодки, не принятый Минсудпромом и ВМФ СССР.

пр.1848 «Поиск-6С» — вариант проекта с корпусом из стеклопластика, относится ко второму поколению глубоководных средств, разработка начата в 1967-1969 г.г. одновременно с работами по ОКР «Жемчуг«. Велась разработка проекта тактико-технического задания. Эскизный проект разработан группой главного конструктора Ю.К.Сапожкова к концу 1973 г.

Суда-носители:
Проектирование судна-носителя по теме ОКР «Лангуст» велось Западным проектно-конструкторским бюро Минсудпрома СССР. Главный конструктор — М.К.Горшков, ведущий конструктор — В.В.Черномордиков. Тактико-техническое задание предусматривало создание экпедиционного гидрографического судна пр.545 («Лангуст») способного проводить комплексные исследования океана с несколькими обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами на борту. Строительство судна предполагалось на Ново-Адмиралтейском ССЗ (г.Ленинград). По состоянию на 1970 г. технический проект судна-носителя не создается, не утверждено ТТЗ на создание корабля.

Штатные суда-носители аппарата по планам ВМФ — спасательные суда пр.05360, пр.05361.

Статус: СССР
— 1986 г. — на Камчатке велись испытания опытного образца глубоководного аппарата «Поиск-6».

Реестр аппаратов пр.1906 «Поиск-6»:

Наименование Проект Завод Зав.№ Закладка Спуск Принят Прочее
АС-7 («Поиск-6») до 1977 г. — АГА-7 пр.1906 Ново-Адмиралтейский завод, позже вошел в состав ЛАО (г.Ленинград), ответственный сдатчик Лазута Л.П. 01660 28.06.1975 12.06.1979 27.09.1983 21.09.1987 г. принято решение о прекращении государственных испытания аппарата. Аппарат не принят ВМФ по причине непрохождения государственных испытаний. После аварии 1987 г. не ремонтировался.

Источники:

http://militaryrussia.ru/
Самко Ю.Г. Подводные аппараты ВМФ СССР и России. // Тайфун №3 / 1999 г.
Форумы «Авиабазы». Сайт http://forums.airbase.ru, 2011 г.
Шанихин Е.Н. Глубоководные аппараты. Вехи глубоководной тематики. М., «Техника-молодежи», 2003 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2011 г.

0

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147