Финал эпохи гигантов

4+

Ровно 85 лет назад у берегов Калифорнии потерпел катастрофу и затонул крупнейший в мире военный дирижабль-авианосец «Мэкон». Этот дирижабль считался самым надежным, поскольку его баллонеты были наполнены не взрывоопасным водородом, а инертным, негорючим, но при этом баснословно дорогим гелием.

В 1930-е годы США были единственной страной, освоившей промышленное производство этого благородного газа. Даже Германия с ее мощной химической индустрией не могла производить гелий в больших количествах. Поэтому ее дирижабли по-старинке наполнялись водородом, что привело к знаменитой катастрофе Гиденбурга.

В СССР, по воспоминаниям академика Капицы, даже в начале 1940-х годов имелось всего 10 кубометров гелия, купленных за валюту. Их берегли как алмазный фонд и использовали только в особо важных физических экспериментах. А когда один кубометр был потерян из-за лопнувшего баллона, НКВД завел дело о «вредительстве» и Капице с огромным трудом удалось защитить своих научных сотрудников от ареста. При этом в баллонеты «Мэкона» было закачано 184 тысячи (!) кубометров гелия. Это может служить хорошей иллюстрацией разницы промышленных потенциалов СССР и США.

Однако вернемся к  «юбилею». 12 февраля 1935 года «Мэкон» возвращался с маневров. Полет проходил в условиях довольно сильного ветра, но не шторма. В 17.15 команда дирижабля услышала громкий треск в кормовом отсеке. От ветра лопнул один из элементов алюминиевого каркаса и его обломок проткнул задний баллонет с гелием. Газ начал улетучиваться и дирижабль пошел вниз с дифферентом на корму.

Капитан приказал сбросиль балласт, благодаря чему снижение прекратилось и воздушный корабль стал вновь набирать высоту. Однако в этот момент с грохотом сломалась еще одна силовая балка и пропорола второй хвостовой баллонет, причем разрыв оказался крупнее первого. Воздушный корабль снова неудержимо потянуло к воде. Сброс остатков балласта и слив топлива позволил лишь уменьшить скорость снижения примерно до одного метра в секунду. Был отдан приказ сбросить самолеты, но исполнить его не удалось, так как из-за сильного дифферента, достигшего 25 градусов, крепления заклинило.

Поняв, что дирижабль обречен, капитан приказал надеть спасательные жилеты и подготовить надувные плоты. В 17.39 «Мэкон» коснулся воды и начал медленно погружаться. Экипаж успел перейти на плоты и примерно через три часа его спасли подошедшие к месту аварии крейсера «Ричмонд» и «Конкорд». Однако без жертв все же не обошлось: погиб радист, который запаниковал и выпрыгнул из своей рубки с высоты 30 метров, а также пропал без вести кок, которого почему-то не оказалось среди спасенных.

Гибель «Мэкона» наглядно показала, что даже применение в качестве наполнителя инертного газа не сделало дирижабль вполне безопасным воздушным судном. Короткая эпоха гигантских «летающих сигар» близилась к своему завершению. 

Источник:https://vikond65.livejournal.com

4+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147