Экспериментальный истребитель Су-47 ( С-37) «Беркут»

3+

Российский истребитель Су-47 «Беркут» или С-37 прототип истребителя пятого поколения. Требования к российскому истребителю пятою поколения предусматривают достижение значительно более высокого, чем у самолетов четвертого поколения, боевого потенциала. Новые истребители должны отличаться от предшественников повышенной боевой автономностью при круговой осведомленности о тактической обстановке, всережимностью применения, сверхзвуковой крейсерской скоростью, малозаметностью и сверхманевренностью.

Часть поставленных задач может быть решена только за счет реализации принципиально новых аэродинамических компоновок. Одной из таких компоновок является компоновка с крылом обратной стреловидности (КОС), позволяющая улучшить, в первую очередь, маневренность самолета на дозвуковых скоростях. В 1980 г. ОКБ им. П.О. Сухого совместно с отраслевыми научными центрами приступило к разработке истребителя с КОС. До 1991 г. предполагалось построить совместно с Иркутским авиазаводом три опытные машины (две для летных и одну для статических испытаний). В дальнейшем число самолетов было решено ограничить двумя, а во второй половине 1990-х годов, когда государственное финансирование программы фактически прекратилось и она приобрела статус «инициативной», было принято решение о постройке лишь одной «экспериментальной» машины получившей индекс С-37.
На самолете Су-47 применены принципиально новые  композиционные материалы (на долю КМ приходится 13% массы планера). В фюзеляже, изготовленном в основном из алюминиевых и титановых сплавов, сформировано шесть грузоотсеков, что позволяет отработать элементы размещения вооружения на малозаметных маневренных самолетах.

Консоли крыла Су-47, почти на 90% изготовленного из КМ, выполнены складывающимися. Это, а также применение убирающегося в фюзеляж тормозного гака, позволяет оценить возможности использования С.37 в качестве истребителя корабельного базирования. Ряд элементов конструкции (фонарь кабины летчика, шасси, некоторые бортовые системы) для снижения стоимости и ускорения работы по программе заимствован у серийных истребителей Су-27 и Су-33. Для самолета создана интегрированная система дистанционного управления полетом, способная решать задачи вывода из штопора и пилотирования посредством боковой ручки.
Пилотирование Су-47 осуществляется без снятия рук с РУС и РУД. Это осуществлено не наращиванием количества управляющих элементов, а посредством более полного использования функциональных возможностей традиционных органов управления и различных комбинаций стереотипных действий. Многофункциональные пульты управления позволили более рационально организовать работу летчика, обеспечив его в каждый конкретный момент необходимым набором органов управления, локализованных в одном удобном для работы месте. Такие пульты являются ядром комплекса управления БРЭО.

Первый полет самолета Су-47 состоялся 25 сентября 1997 г. К марту 2000 г. было выполнено более 70 испытательных полетов, достигнута сверхзвуковая скорость. В настоящее время Су-47 рассматривается, в первую очередь, как экспериментальный самолет, предназначенный для летной проверки новых технических решений и демонстрации технологий (в частности, средств снижения заметности), а также отработки элементов сверхманевренности.

Су-47 оснащен ТРДДФ Д-30Фб. В дальнейшем самолет планировали оснастить двигателями АЛ-41Ф в классе тяги 20 000 кгс с системой управления вектором тяги. По некоторым данным, другим вариантом мог стать двигатель ТРДДФ Р79М-300, ранее использованом на самолете ВВП Як-141 (тягой 18 500 кгс) с системой УВТ (обеспечивающей отклонение вектора тяги в вертикальной плоскости на угол ±20°), цифровой системой управления и усовершенствованной камерой сгорания. Использование двигателей АЛ-41Ф позволило бы  самолету  выполнять сверхзвуковой крейсерский полет на бесфорсажном режиме, но на сегодняшний день данные двигатели так до сих пор и не вышли из стадии испытаний. Было построено в общей сложности всего 28 двигателей и по всей видимости к моменту начала их серийного выпуска, если таковой когда нибудь буде, они уже устареют.

 

Тактико-технические характеристики Су-47 (С-37) «Беркут»
Экипаж……………………1 человек
Длина……………………22,6 м
Размах крыла……………………16,7 м
Высота……………………6,4 м
Площадь крыла……………………56 м²
Масса пустого……………………19500 кг
Нормальная взлётная масса……………………26500 кг
Максимальная взлетная масса……………………38500 кг
Масса топлива……………………12000 кг

Тип двигателя……………………Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
Модель:……………………Р-179-300 (для серийного самолета), Д-30Ф6 (для опытного образца)
Тяга:
максимальная……………………2 × 12400 кгс (Р-179-300)
на форсаже……………………2 × 17500 кгс (Р-179-300) 2 × 15500 (Д-30Ф6)

Предельная скорость на высоте:
на высоте……………………2500 км/ч (ограничена на 900 км/ч в связи с разрушающими нагрузками на крыло и центроплан)
у земли……………………1400 км/ч
Предельная бесфорсажная скорость: более 1200 км/ч (М=1)
Дальность полета:
Перегоночная (с 2 ПТБ)……………………5500 км
На дозвуковой скорости……………………4000 км
На сверхзвуковой скорости……………………1600 км
Боевой радиус дозвуковой……………………2000 км; сверхзвуковой: 800 км
Продолжительность полёта……………………6,5 ч
Практический потолок……………………20000 м

Вооружение Су-47 ( С-37) «Беркут»

Стрелково-пушечное……………………1 × 30 мм пушка ГШ-30-1
Боевая нагрузка:
Нормальная……………………1000 кг (4 × Р-77 + 4 × 9М100 (планировалось))
Максимальная……………………8000 кг

Экземпляр Су-47 является экспериментальным. Он создавался для отработки схемы планера, компоновочных решений и материалов, поэтому вооружение не могло быть размещено без дополнительной модернизации самолёта по этому,  никогда на нем не устанавливалось.

3+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147