Дюнкерк: чудо или провал?

3+

Ровно 80 лет назад, 3 июня 1940 года, завершилась операция «Динамо», в ходе которой англичане эвакуировали свои войска, прижатые немцами к морю на Дюнкеркском плацдарме. Я не буду подробно ее расписывать, поскольку она достаточно хорошо известна, а кто не в курсе — легко может прочесть о ней, например, в Википедии. Лучше остановлюсь на том, о чем Википедия не рассказывает, а именно — на эффективности действий авиации в этих боях. На западе, особенно — в Англии и США принято считать, что английские ВВС над Дюнкерком отлично себя проявили, сорвав все попытки Люфтваффе помешать эвакуации и нанеся немцам тяжелые потери.

Однако, если рассмотреть в деталях ход воздушного противоборства над Ла-Маншем и его песчаными пляжами в конце мая — начале июня 1940 года, то вырисовывается иная картина. Англичане и их французские союзники понесли гораздо более высокий чем немцы урон в самолетах, но не смогли эффективно защитить от атак с воздуха свои корабли.

За восемь дней операции из 860 плавсредств, привлеченных к вывозу войск, немцы потопили 297, в том числе — девять эсминцев, корвет и пять тральщиков, причем подавляющее большинство этих жертв — на счету германской авиации. Таким образом, немецкие летчики, несмотря на противодействие английских истребителей, ежедневно отправляли на дно в среднем около 40 кораблей и судов.

Гораздо более важную роль в том, что большинству английских солдат и офицеров все-же удалось спастись, сыграли метеоусловия. В частности, 30 мая, когда с континента беспрепятственно вывезли 54 тысячи человек, германская авиация вообще не летала из-за дождя и сплошной низкой облачности. А когда распогодилось, англичанам пришлось вывозить остатки своих войск лишь в короткие ночные часы.

При этом эвакуировать удалось далеко не всех: около 80 тысяч солдат и офицеров (в основном — французов) в итоге были брошены и сдались в плен. Кроме того, немцам досталось более 84 тысяч автомобилей и тракторов (из них 65 тысяч — в исправном состоянии), 20 тысяч мотоциклов, свыше 300 танков, 2470 артиллерийских орудий, 11 тысяч пулеметов, 90 тысяч винтовок, а также 580 тысяч тонн (!) боеприпасов, моторного топлива и иного военного имущества.

Посмотрим на хронику воздушного противостояния над Дюнкерком сквозь призму статистики потерь противоборствующих сторон. Потери приведены только безвозвратные, только боевые и только — в районе сражения.

27 мая, первый день полномасштабной эвакуации. Немецкие ударные машины под прикрытием истребителей бомбят суда, англичане пытаются им помешать. В воздушных боях сбито 10 бомбардировщиков «Дорнье» Do-17, три «Юнкерса» Ju-88, четыре «Хейнкеля» Не-111, семь двухмоторных «Мессершмиттов» Bf-110, три одномоторных Bf-109 и один разведчик «Хеншель» Hs-126. Итого — 28 машин.

Англичане в этот день потеряли в налетах на немецкие войска под Дюнкерком четыре двухмоторных бомбардировщика «Бленхейм», четыре легких бомбардировщика «Лайсендер», а в атаках на бомбардировщики и их эскорт —  14 «Харрикейнов» и пять «Спитфайров». Наиболее серьезный урон понес 145-й дивизион «Харрикейнов», лишившийся шести самолетов. Французы потеряли три легких бомбардировщика «Потэз-631» и два истребителя «Блок» МВ-152. Общие потери союзников — 32 машины.

28 мая. Погода ухудшилась и немцы резко снизили интенсивность авиаударов. Их потери составили всего четыре самолета: два Bf-109, один Не-111 и один разведчик Dо-17Р. Англичане потеряли в боях с «Мессершмиттами» три «Спитфайра», восемь «Харрикейнов» и три двухместных истребителя «Дефайент». В этот раз не повезло 213-му дивизиону «Харрикейнов», чей личный состав уменьшился на пять самолетов. Зато «отличились» пилоты 610-го дивизиона «Спитфайров», сбившие над Ла-Маншем два английских пикировщика «Скьюэ». Таким образом, общие потери англичан — 16 машин, в четыре раза больше, чем у немцев.

29 мая. Англичане бросают всё, что можно в атаки на cсжимающие плацдарм немецкие войска. В результате «Мессершмиттами» сбиты 12 английских бомбардировщиков. Истребительное командование Королевских ВВС потеряло 17 машин — 10 «Харрикейнов» и семь «Спитфайров». Потери французов — бомбардировщик Дуглас DB-7 и истребитель Кертисс А-75. Немецкие потери: восемь Bf-109, четыре Не-111, три Ju-88, два Ju-87, два Do-17 и один Bf-110. Соотношение — 31:20, снова в пользу немцев.

30 мая. Из-за плохой погоды у авиации «отгул», изредка летали только разведчики и перехватчики. Англичане «завалили» два разведывательных Do-17P, а заодно и собственный разведчик «Энсон». У немцев в этот день воздушных побед не было.

31 мая 1940 г. В этот день значительно активизировалась французская авиация на внешнем фронте дюнкеркского котла. Ударные самолеты атаковали германские войска в районах Амьена и Абвилля. Hо результаты этих налетов были незначительны, а потери — очень велики. Немцы сбили девять бомбардировщиков LeO-451, четыре DB-7, два «Мартина-167» и один «Бреге-693», а также четыре истребителя «Девуатин» D-520 и один «Моран-Солнье» MS-406, всего 21 самолет. Люфтваффе потеряли в этих боях всего лишь лишь три «Мессершмитта», два из которых сбили воздушные стрелки, а третий из-за ошибки пилота врезался в атакованный им бомбардировщик.

Тем временем над Дюнкерком и прилегающей к нему акваторией вновь разгорелись жаркие схватки между немцами и англичанами. В них были сбиты два Ju-88, четыре Не-111 и 10 истребителей Bf-109. Потери англичан оказались гораздо крупнее: 10 «Харрикейнов», семь «Спитфайров», шесть «Дефайентов», а также пять легких бомбардировщиков. По итогам дня союзники списали в расход 49 самолетов, а немцы — 19.

1 июня. В первый день лета бомбардировщики Люфтваффе добились наибольших успехов с начала операции. Им удалось потопить возле Дюнкерка четыре эскадренных миноносца: английские «Базилиск», «Авант», «Кейт» и французский «Фудроян». На аэродромы не вернулись восемь Bf-109, три Bf-110, три пикировщика Ju-87, один Do-17Z, один Ju-88, один Не-111 и один разведчик Hs-126.

Боевые потери авиации союзников снова были выше: шесть «Харрикейнов», 11 «Спитфайров», три «Лайсендера», два «Бленхейма» и два французских истребителя Кертисс А-75. Таким образом, счет 24:18 в пользу немцев, причем наибольшие потери приходились на долю «Спитфайров».

2 июня. Впервые соотношение потерь над Дюнкерком было в пользу англичан. Они сбили шесть Не-111, четыре Ju-87 и один Bf-109, потеряв при этом пять «Спитфайров» и три «Харрикейна».

3 июня. Последний день операции. Из-за очередного ухудшения погоды над Ла-Маншем немецкая бомбардировочная авиация оставалась на земле. Над плацдармом отмечен только один воздушный бой, в котором «Мессершмитт» сбил «Харрикейн». Следующим утром бомбардировочныэ эскадры Люфтваффе были переброшены на другие участки фронта.

Как говорится, подобьем итог. Прикрытие эвакуации и воздушная поддержка войск на Дюнкеркском плацдарме обошлись союзникам в 162 сбитых самолета (132 английских и 30 французских), в том числе 52 бомбардировщика. Немцы потеряли 102 самолета, из них 54 бомбардировщика. Не слишком большая плата за потопление почти 300 кораблей и принуждение свернуть эвакуацию, когда на берегу еще оставались десятки тысяч английских и французских солдат.

На заставке — картина польского художника Петра Форкашевича.

Автор:Вячеслав Кондратьев

Источник:https://vikond65.livejournal.com

3+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147