Демон блицкрига

5+
85 лет назад, 18 сентября 1935 года, впервые поднялся в воздух прототип пикирующего бомбардировщика Junkers Ju-87 Stuka (акроним Sturzkampfflugzeug — пикирующий боевой самолет), показавшего в первые годы Второй мировой войны свою высочайшую эффективность и ставшего символом гитлеровского блицкрига.

Эффективность достигалась благодаря исключительной точности бомбометания, которую в свою очередь обеспечивала способность машины пикировать буквально под прямым углом. Стандартно подготовленный пилот «Штуки», успешно сдавший экзамен в летном училище, укладывал бомбу в круг диаметром 20 метров, пикируя с высоты в два-три километра. А наиболее опытные асы попадали в мишень диаметром всего 3-6 метров.

Дополнительным поражающим фактором бомбардировщика было его психологическое воздействие на противника. Начиная со второй серийной модификации Ju-87В на нем стояли две мощные сирены, приводимые в действие встречным потоком воздуха. При пикировании они издавали оглушительный инфернальный(дьявольский) вой, от которого солдаты, подвергшиеся бомбардировке, впадали в ступор или, наоборот, в панику.

Надо заметить, что для самих немцев этот эффект оказался неожиданным. Изначально сирены, которые летчики прозвали «иерихонскими трубами», предназначались не для запугивания неприятеля, а для информирования пилота. По меняющейся тональности звука он должен был на слух определять скорость пикирования, чтобы вовремя уменьшить скорость машины, не позволяя ей разрушиться от перегрузок.

А в случае, если пилот запаздывал или временно терял сознание от перегрузок, на самолете стояло устройство, которое при достижении критической высоты автоматически выводило машину из пике. Это устройство — так называемый «автомат пикирования» — появилось на «Юнкерсе» впервые в мире.

Также впервые на него установили подкрыльевые тормозные щитки, снижавшие скорость пикирования и позволявшие пилоту целиться более тщательно. Еще одна характерная особенность машины — крыло с изломом в виде буквы W, благодаря которому «Штуку» в начале войны невозможно было спутать ни с чем.

Такая форма позволила увеличить несущую площадь без увеличения размаха, улучшила обзор вниз из кабины летчика и дала возможность укоротить стойки шасси, делая их более легкими. Плата за это — усложнение и удорожание конструкции.

Боевой дебют Ju-87 состоялся в Испании, где он впервые проявил свои снайперские качества, но наивысшего успеха эти машины достигли в Польше, во время блицкрига на Западе и на советско-германском фронте. Кроме того самолет с такими свойствами закономерно оказался очень эффективным противокорабельным оружием, утопившим десятки военных кораблей и сотни транспортных судов.

Впервые экипажи «Юнкерсов» столкнулись с мощным противодействием и понесли большие потери во время Битвы за Британию, а к 1943 году, из-за роста численности и повышения боевых характеристик англо-американских истребителей, потери стали критическими. Поэтому Ju-87 перестали применять на западном ТВД, а потом — и на Средиземноморском.

Но на Восточном фронте, где истребительное и зенитное противодействие было более слабым, эти самолеты применялись вплоть до конца войны, в том числе — в качестве противотанковых штурмовиков с двумя 37-миллиметровыми скорострельными пушками в подкрыльевых контейнерах.

На заставке — Ju-87 немецкого летчика Ханса-Ульриха Руделя после прямого попадания 1000-килограммовой бомбы в советский линкор «Марат».

Автор: Вячеслав Кондратьев
Источник:https://vikond65.livejournal.com
5+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147