Что это за странная надстройка на палубе немецкой подлодки

2+

Сегодня мы с вами поговорим об одной интересной серии германских подводных лодок Второй мировой войны, которые имели вполне привычное для того времени оружие, но в нестандартном техническом исполнении, в частности, обсудим необычную надстройку с решетками на палубе перед рубкой лодки. Субмарины ХВ серии – тема данной статьи. Источником для рерайта послужило содержание издания К.Бишопа «Подводные лодки Кригсмарине 1939-1945» 2007 года, а также короткое техническое описание лодок типа ХВ на сайте «U-boote.ru». Не будем ходить вокруг да около и сразу обозначим суть назначения этих надстроек с круглыми решетками. Дело в том, что немецкие подводные лодки серии ХВ являлись минными заградителями и эта надстройка являлась обводом вертикальных шахт, в которых располагались морские мины.

Идея подлодки-минного заградителя во время той войны была не нова, субмарины такого класса имелись у многих стран, в том числе и у СССР, но именно германские лодки имели необычное устройство аппаратов постановки мин, их шахты были вертикальными и проходили насквозь через корпус лодки. Основных вертикальных минных аппаратов на лодке было 6, в каждом из них располагались 3 якорные мины класса SMA (Новейшая, на тот момент, немецкая разработка Sondermine A). Общее число мин на подводной лодке равнялось 66, помимо шести главных минных шахт в носовой части с 18 минами, у лодки имелись еще 24 дополнительных шахт в бортовых обводах, в районе так называемых «седельных» цистерн, по 2 мины в каждой шахте. Носовых торпедных аппаратов у лодки не было, оставили только 2 кормовых с запасом 15 торпед, также субмарина была вооружена одним 105-мм палубным орудием, одним 37-мм и одним 20-мм зенитным орудием.

Минные аппараты были «мокрого типа», то есть постоянно заполненные водой. Постановка мин осуществлялась в подводном положении, по команде нижестоящая мина отцеплялась и погружалась на дно, в месте постановки. Ударившись о дно, мина отстегивалась от якоря и поднималась на небольшую глубину от поверхности воды, разматывая минреп (цепь или трос, удерживающий мину в заданной точке и на необходимой глубине). Во время постановки минного заграждения, лодка шла с заданной скоростью, чтобы успеть пройти точку подъема мины. Вертикальные минные шахты немцы применяли на своих подводных минных заградителях еще во время Первой мировой войны, на субмаринах типа UC-1 и 2, эти лодки имели только 6 минных аппаратов в виде вертикальных шахт с небольшим наклоном в сторону кормы, принцип постановки мин был тем же.

Субмарин серии ХВ было построено немного, всего 8 единиц. По своему назначению лодки использовались мало, U-118 потопила 3 транспорта (еще 2 были повреждены, но позже восстановлены и введены в строй) и 1 боевой корабль, лодки: U-116, U-117, U-119 и U-220 уничтожили в общей сложности 5 транспортов и повредили 3. После гибели субмарины U-233 во время постановки мин, германское командование решило больше не использовать лодки серии ХВ для постановки мин, их стали применять как подводные корабли снабжения, крупный корпус этих лодок позволял их использовать в качестве «дойных коров». Технически, даже если брать во внимание большие размеры лодок серии ХВ, они не подходили для транспортных миссий, но возникшие трудности в снабжении немецких подлодок надводными кораблями определили дальнейшую судьбу этих субмарин, да и как боевые подлодки они также имели скромные возможности, большой корпус сильно снижал скорость и маневренность.

Различные грузы и топливо располагали в минных шахтах в специальных цилиндрах, торпеды в контейнерах на палубе, продовольствие в отсеках. В момент передачи грузов на другую субмарину обе лодки были очень уязвимы, несколько лодок было уничтожено именно в момент выполнения миссии снабжения. Войну пережили только U-219 и U-234, они еще какое-то время послужили в флотах стран союзников, остальные 6 субмарин были потоплены, большинство вместе с экипажами.

Источник:https://zen.yandex.ru/id/5dd92979a9876a758f94f631

2+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147