Бронетрактор Armored Model A Tractor

0

Незадолго до вступления США во Вторую Мировую войну добропорядочный бизнесмен и патриот Джон Дир (John Deere, владелец одноименной компании), озабоченный отсутствием достаточного количества бронетехники у родной армии, предложил ей свои услуги. Идея была до банальности проста – создать бронированную боевую машину, которую моно было бы выпускать в большом количестве при минимальных затратах. Для этой цели, по мнению Дира, как нельзя лучше походили сельскохозяйственные трактора собственного производства. Разработчики ставили перед собой три главные задачи: возможность использования в боевых условиях, как тягача-транспортера и как учебную машину для обучения механиков-водителей.

Скорее всего, для доработки использовался трактор Model G или Model H, оснащенный 2-цилиндровым бензиновым двигателем рабочим объёмом 321 см. куб. Кабина водителя и двигатель полностью закрывались броневыми пластинами, толщина которых составляла от 3\16 дюйма (4 мм) до 3\8 дюйма (9,5 мм). По обеим бортам находилось два пулеметных спонсона, в которых размещался пулеметчик и один 7,62-мм пулемет. Примечательно, что левый спонсон «смотрел» назад, а правый – вперед. Таким способом компенсировалось отсутствие кругового обстрела. «Сухой» вес трактора составлял 5500 фунтов (2495 кг), но бронированные пластины весили еще 3500 фунтов (1588 кг).
Построенная машина получил обозначение Armored Model A Tractor и была представлена военным в начале 1941 года. Большого эффекта как боевая машина бронетрактор не произвел, но две остальные функции посчитали вполне реализуемыми.

Испытания, проходившие на Абердинском танковом полигоне, начались 10 января и продолжались до начала февраля 1941 г. По завершению был составлен акт военной комиссии, содержание которого было далеко от положительного. При кажущейся простоте конструкции трактор не отвечает требованиям по части «хорошо и дешево». Фирма-разработчик обещала производить до 100 машин в день, но это без учета их бронирования и установки вооружения. После первых же ходовых тестов спецификация бронетрактора быстро «скатилась» к роли тягача и транспортера боеприпасов, так как боевая ценность такой машины была бы невелика. Причиной этому стала плохая маневренность и низкие скоростные характеристики, что особенно ярко проявлялось на пересеченной местности.

Сдвоенные передние колеса не обеспечивали бронетрактору надлежащей проходимости, часто застревая в грязи и песке. Этому также «способствовала» чрезвычайно низкая мощность двигателя – достаточно сказать, что удельная мощность не превышала 7 л. с. на тонну.
Из других недостатков отметили чрезвычайно плохой обзор с места водителя, который не мог видеть дорогу прямо перед собой и по бортам, а также жесткую подвеску из-за чего езда на бронетракторе вызывала сильный дискомфорт. При огневых испытаниях недостатков только прибавилось. Оказалось, что работа стрелков в бортовых спонсонах сильно затруднена. Места внутри явно не хватало для размещения даже одного человека с минимумом боекомплекта. Наблюдались случаи, когда пулеметчика буквально засыпало горячими гильзами. Кроме того, не слишком удачное расположение пулеметов могло привести к прострелу передних колес. Обзор также признали недостаточным.

Впрочем, по мнению военных, после замены «фирменного» переднего моста на обычный (с одинарными колесами) появлялась возможность нормальной эксплуатации в качестве тягача или как импровизированный легкий танк. Что касается стоимости, то сам трактор оценивался в 2000 долларов, но каждая пластина покупалась по цене 1$ за каждый фунт веса, поэтому окончательная цена составляла от 6500 до 8000$, в зависимости от назначения и наличия вооружения.
На основании этих данных инженеры из John Deere Company провели доработку проекта. Помимо введения обычного переднего моста в ходовой части был перепроектирован корпус. Место механика-водителя немного подняли для улучшения обзорности, а капоту двигателя придали более рациональную форму.

В таком виде модифицированный Armored Model A Tractor поступил на испытания весной 1941 года, но армия однозначно склонилась к мнению, что использовать эту машину можно только для обучения или как легкий танк «второй линии».
В апреле также проходил испытания вариант «prime mover» (транспортер) без вооружения и пулеметных спонсонов, но армия к тому времени склонилась к мнению, что обычные танки и бронемашины справятся с поставленными задачами более эффективно. От предложения Дж. Дира отказались, а построенные трактора пошли на слом.

Тактико-технические характеристики бронетрактора Armored Model A Tractor обр. 1941 г.:
Боевая масса, кг: 4309;
Экипаж, чел.: 3;
Габаритные размеры, мм: длина — ~2000, ширина — ~1100, высота — ~1200;
Вооружение: 2х7,62-мм пулемета Browning Colt-Browning;
Бронирование, мм: лоб корпуса, борт корпуса, корма корпуса — 9,5; крыша, днище – 4;
Двигатель: Deere, бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 60 л. с.;
Трансмиссия: механического типа с ручной КПП (6+1);
Ходовая часть: колесная формула 3х1 или 4×2, передние колеса управляемые, задние колеса ведущие, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах;
Скорость по шоссе, км\ч: 21

0

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147