Авианосные ударные группы США, способен ли ВМФ РФ им противостоять?

5+

На сегодняшний день авианосные ударные группы являются ударным ядром сил быстрого реагирования США. Эти устрашающие машины войны – символ мирового господства, эффективное средство дипломатии и мощный инструмент агрессии. Американские адмиралы называют свои авиа­носцы «становым хребтом» ВМС США. Эти корабли могут несколько месяцев действовать в отрыве от своих баз, c большой скоростью перемещаться в любой, кроме Центральной Арктики, район Мирового океана, участвовать в боевых операциях против лю­бого морского, воздушного и наземного противника, остава­ясь недосягаемыми для него. Что же представляет собой авианосная ударная группа и каковы её возможности в современной войне?

В данной статье описываются вооружение, тактика и боевые возможности авианосных ударных групп, а также средств противодействия авианосцам по состоянию на 2010 год.

АУГ ВМС США: состав и численность

Авианосная ударная группа (АУГ) – оперативное соединение боевых кораблей, ударное ядро которого составляет авианосец (АВ). Современные авианосцы США имеют достаточно слабое оборонительное вооружение, и не приспособлены для для ведения самостоятельных действий. Каждая АУГ, как правило, включает один авианосец, от одного до четырех крейсеров управляемого ракетного оружия (УРО), два-три эсминца или фрегата УРО, 1-2 многоцелевых атомных подводных лодки (АПЛ), самолеты палубной авиации, суда снабжения. Таким образом, в состав АУГ входит 6-10 боевых кораблей. При необходимости количество кораблей прикрытия может быть и значительно больше. На базе атомных авианосцев создаются также быстроходные атомные АУГ, состоящие из авианосца, двух атомных крейсеров и одной атомной многоцелевой ПЛ. Общая численность личного состава АУГ достигает 9000 человек, из них 6000 — на авианосце. АУГ может вести боевые действия без пополнения запасов до 14 суток, наносить удары по кораблям в море на дальность до 925 км, по береговым объектам — около 1600 км. Способность АУГ перемещаться за сутки на расстояние 1100-1300 км обеспечивает относительную скрытность, а следователь­но, и внезапность действий, позволяющую быстро прибыть в назначенный район.

До 60-х годов прошлого века АУГ предназначались для нанесения ядерных ударов по стратегическим объектам на территории противника. С поступлением на вооружение флотов стран НАТО атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и созданием межконтинентальных баллистических ракет авианосцы были переведены в разряд сил общего назначения, но оставлены в резерве стратегических сил на случай ядерной войны. Основными задачами АУГ в военное время являются: — нанесение ударов по объектам, расположенным на морском побережье и в глубине территории противника; — авиационное прикрытие и оказание поддержки десантным силам и сухопутным войскам, действующим в прибрежной зоне; — завоевание и удержание превосходства в воздухе в районе операции, — обеспечение ПВО кораблей, десантных войск, круп­ных конвоев на переходе морем, — блокада побережья про­тивника, — ведение авиационной тактической разведки. В мирное время с помощью АУГ США осуществляют одно из ключевых стратегических заданий на­циональной безопасности страны — демонстрацию силы в клю­чевых регионах мира. Для решения указанных задач АУГ объединяются в авианосные ударные соединения (АУС). В состав АУС входят 2-3 авиа­носца, до 25-30 кораблей охраны, которые осуществляют их противолодочную, противовоздушную, противоракетную, а также противокорабельную и противокатерную оборону.

К настоящему времени авианосные силы США составляют 11 кораблей. Основой их являются тяжелые атомные авианосцы типа «Нимитц». Водоизмещение кораблей этого класса 91500-97000 тонн, размеры полетной палубы достигают 336 метров в длину и 77 метров в ширину. Экипаж включает 3200 человек, плюс авиационное крыло – 2800 человек. Ядерная энергетическая установка мощностью 260000 л.с. обеспечивает скорость полного хода 30 узлов (56 км/ч) и дальность плавания 1480-1850 тыс. км. Интервалы между перезарядками ЯЭУ составляют 10-13 лет. Первый корабль этого типа, СVN-68 «Честер-Нимитц», вошел в состав флота США в 1975 году. Предпоследний по счету, СVN-76 «Рональд Рейган» служит с 2003 года. Литеры СVN бортового номера обозначают: «многоцелевой авианосец с ядерной энергоустановкой», а цифры — порядковый номер авианосца в ВМС США. СVN-77 «Джордж Буш» (в строю с 2009 года) стал 77-м по счету авианосцем ВМС США и десятым кораблем типа «Нимитц». Следующий авианосец — СVN-78 «Джеральд Форд», который предполагается ввести в строй в 2015 году, строится уже по новому проекту СVN-21 («Авианосец XXI века»). При сохранении того же корпуса и водоизмещения, что и у «Нимитц», CVN-21 имеют более мощную ядерную энергетическую установку, позволяющую в 2,5 раза увеличить электроэнергетические мощности и внедрить новые электромагнитные катапульты и аэрофинишеры.

Срок эксплуатации ЯЭУ без перезагрузки топлива составит 50 лет, то есть все время службы авианосца. Изменены также формы надстройки, будет установлено новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Основным ударным оружием АУГ является авиакрыло численностью до 90 единиц и 500 высоко­точных крылатых ракет морского базирования «Томагавк» на кораблях УРО. В состав авиакрыла входят: — 4 эскадрильи (48 единиц) истребителей-штурмовиков F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет», способных нести высокоточное и ядерное оружие, — 1 эскадрилья (10 единиц) противолодочных самолетов типа S3A«Викинг»; — авиагруппа (4 единицы) самолетов дальнего радиолокационного обнаружения E-2C«Хокай», — авиагруппа (4 единицы) самолетов радиоэлектронной борьбы EA-6B«Проулер», — 3 эскадрильи (24 единицы) многоцелевых вертолетов SH-60 «Си Хок». Состав авиакрыла может варьироваться в зависимости от обстановки и решаемых задач. Так, для усиления ударных воз­можностей корабля противолодочные самолеты могут заменяться ударными и наоборот.

Главная задача авианосного флота США — проекция военного могу­щества США на любой регион земного шара. Считается, что аме­риканское командование может послать авианосное ударное соединение к берегу любой страны мира, и под его прикрытием провести военную операцию, чтобы навязать суверенному правительству своею политическую волю. Теоретики военно-морской науки полагают, что такая группировка способна одержать победу в любом локальном вооруженном конфликте. Считается, что ни одна страна третьего мира не сможет устоять против двух АУС в составе шести авианосцев и сорока кораблей поддержки с их авиацией в 400 самолетов. Впрочем, даже меньшая по численности группировка авианосных сил способна стереть в порошок развитую и немаленькую страну, что было успешно продемонстрировано на примере Югославии.

В настоящее время в составе ВМС США действуют следующие АУГ (указываются места базирования):

Тихоокеанский флот

«Джон С. Стеннис» (CVN-74) — ВМБ Сан-Диего, Калифорния

«Джордж Вашингтон» (CVN-73) — Йокосука, Япония

«Рональд Рейган» (CVN-76) — ВМБ Сан-Диего

«Авраам Линкольн» (CVN-72) — ВМБ Сан-Диего

«Нимитц» (CVN-68) — ВМБ Сан-Диего

«Карл Винсон» (CVN-70) — ВМБ Сан-Диего.

Атлантический флот

«Теодор Рузвельт» (CVN-71) — ВМБ Норфолк (Виргиния)

«Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69) — ВМБ Норфолк

«Гарри Трумэн» (CVN-75) — ВМБ Мейпорт (Флорида)

«Энтерпрайз» (CVN-65) — ВМБ Мейпорт(по состоянию на 2020 год выведен из состава ВМС США)

«Джордж Буш» (СVN-77) — ВМБ Норфолк.

Несколько АУГ постоянно находятся в различных районах Мирового океана вне территории США. Так, например, 1 АУГ в составе «оперативной группы 60» 6-го флота ВМС США постоянно несет службув Средиземном море, еще 1-2 АУГ — в районе Персидского залива.

 

Тактика действий АУГ (АУС) против берега.

Современное применение Соединенными Штатами АУГ и АУС, в основном, строится на концепции «флот против берега». Наличие четырех эскадрилий ударных самолетов на авианосце и большое количество крылатых ракет на кораблях эскорта обеспечивают группе возмож­ность самостоятельного проведения боевых операций против любой страны «третьего мира». Последние примеры подобных действий АУГ против берега были продемонстрированы в 1991 году в Персидском заливе и в 1999 году во время агрессии против Югославии.

В рамках концепции «флот против берега» АУГ (АУС) решают следующие задачи:

— уничтожение военно-промышленных объектов и административно-политических центров;

— нанесение ударов по группировкам войск оперативного и стратегического резерва противника;

— оказание поддержки сухопутным войскам в наступлении и обороне;

— обеспечение высадки морских десантов на побережье и их действий на берегу;

— нарушение коммуникаций противника;

— участие в блокаде морского побережья.

Выполнение указанных задач достигается при помощи крылатых ракет «Томагавк» с дальностью полета 1500 км с обычной боевой частью (БЧ) и 2500 км с ядерной БЧ, и палубной авиации, имеющей радиус действия до 1100 км. Таким образом, АУГ могут применять свое вооружение с расстояния до 1000 км от берегов противника.

Непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск и десантных сил палубная авиация АУГ осуществляет ударами по боевым порядкам войск противника, позициям артиллерии и ракет, командным пунктам, радиолокационным станциям (РЛС).

В основу тактики палубной авиации положены следующие три принципа:

— уклонение от борьбы со средствами вражеской ПВО.

— при невозможности уклонения — применение средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для ослабления сопротивления ПВО;

— при невозможности преодоления ПВО указанными методами, подавлять её средства огнем.

Действия палубной авиации включают этапы:

— взлет с авианосца,

— построение в боевые порядки,

— полет по маршруту;

— прорыв системы ПВО в районе боевых действий и объекта удара;

— нанесение удара;

— отход от цели; — возвращение на авианосец.

Руководят боевыми действиями палубной авиации командир авианосца и командир авиакрыла.

Действия самолетов координируются с помощью боевой информационно-управляющей системы ATDS. Ее оборудование имеется на кораблях и на самолетах ДРЛО Е-2С «Хокай», во время операции находящихся на на высоте до 10 км, и на удалении от авианосца — 150-300 км. Эти машины представляют собой воздушные командные пункты. С них штурмовикам передается информация о свойствах местности, угрозах в районе цели и другие необходимые в ходе операции сведения. Один самолет Е-2С способен координировать действия двух авиационных эскадрилий. Удар по разведанной цели наносится группой из 16-20 самолетов. После взлета они выстраиваются в боевой порядок, и одним или несколькими маршрутами идут к цели на средних и больших высотах.

Группа наведения и управления следует в район операции отдельным маршрутом. Перед выходом на рубеж обнаружения наземными РЛС боевой порядок разделяется на тактические группы, изменяется высота полета. Первыми рубеж обнаружения пересекают самолеты доразведки целей, затем по очереди группы демонстративных действий, подавления средств ПВО, радиоэлектронной борьбы и, наконец, ударные.

Для проведения боевой операции все самолеты разделяются на группы:

— ударная;

— демонстративных действий;

— подавления средств ПВО;

— доразведки;

— наведения и управления.

Ударная группа состоит из 8-10 самолетов, и наносит непосредственный ракетно-бомбовый удар. Остальные 4 группы входят в состав сил обеспечения. Группа демонстративных действий из трех-четырех самолетов, действуя на средних и больших высотах, отвлекает на себя внимание ПВО, вынуждая противника включить радиолокационное оборудование. Этим она дает возможность самолетам радиотехнической разведки установить радиоэлектронную обстановку в районе удара.

Группа подавления средств ПВО уничтожает позиции ЗУР, РЛС обнаружения и наведения истребительной авиации, станции орудийной наводки. Два-три штурмовика с противорадиолокационными ракетами действуют со средних и малых высот. Работу радиоэлектронных средств ПВО непосредственно перед выходом ударных самолетов на рубежи обнаружения и применения оружия выявляет и подавляет группа РЭБ. В ее состав входят один-два самолета РТР и РЭБ, действующих, как правило, вне досягаемости средств ПВО. Группа доразведки (обычно два самолета-разведчика), уточняет место расположения целей, и передает информацию командирам ударных групп до их выхода на боевой курс.

Группу наведения и управления включает один или два самолета ДРЛО Е-2С «Хокай» с истребителями прикрытия. Группа наводит истребители на воздушные цели, а ударные группы — на объекты удара. С рубежа обнаружения штурмовики летят к цели на предельно малых высотах около 60 м, скоростью до 900 км/ч и выходят на нее с различных направлений группами по 2-4 машины. Демонстративная группа несколько раньше выходит на цель с нескольких направлений.

Группы подавления средств ПВО атакуют позиции зенитных ракет и РЛС противника. В это время ударные группы под прикрытием помех выходят в район цели с нескольких направлений, быстро набирают высоту, выполняют поиск, прицеливание и производят атаку. Цели между самолетами ударной группы распределяет руководитель с самолета Е-2С или командир группы. После того как штурмовики выполнили задание, Е-2С выводит их на привод авианосца.

Противоракетная и противовоздушная оборона АУГ

В последние десятилетия, в связи с появлением новых видов ракетного оружия и радиоэлектронных средств, борьба в воздушном пространстве при ведении боевых действий на море приобрела решающее значение. Против воз­душных средств нападения, подводных лодок и надводных кораблей силы АУГ создают глубокую эше­лонированную оборону глубиной 360 — 630 км. Для наиболее полного использования боевых воз­можностей средств ПВО предусматривается их эшелонированное построение по зонам, в первую очередь относительно ракетоопасного направления. С этой целью формируются три зоны ПВО: дальняя, средняя и ближ­няя.

Силы и средства дальней зоны должны обеспечивать:

— своевременное обнаружение средств воздушного нападения,

— уничтожение самолетов — носителей противокорабельных ракет (ПКР) до их пуска,

— недопущение ударов противника с воздуха путем уничтожения самолетов разведки, РЭБ, и наведения.

В дальней зоне исполь­зуются самолеты дальнего радиолокационного обнару­жения (ДРЛО), корабли РЛД, самолеты-истребители боевого воздушного патрулирования, ЗРК средней дальности кораблей «противоракетного барьера». Средняя зона ПВО должна обеспечивать уничтоже­ние крылатых ракет и самолетов, атакующих главные силы соединения. В ней действуют корабли и вертолеты ближнего РЛД, самолеты РЭБ «Проулер», корабли «противоракетного барьера», использующие ЗРК, сред­ства РЭБ кораблей главных сил и «противоракетного барьера».

В ближней зоне ПВО зенитные огневые средства самообороны и средства РЭБ используются в интересах индивидуального прикрытия кораблей. Непосредственно авианосец прикрывается как минимум одним крейсером УРО. В целях снижения эффективности ударов с воздуха главные силы соединения действуют в рассредоточенных ордерах ПВО, формируются две-три равноценных по демаскирующим признакам тактические группы и ложные ордера.

В дежурном режиме прикрытие АУГ с воздуха осуществляет группа в составе двух F/A-18 «Хорнет» и самолета ДРЛО «Хокай», которые находятся на удалении 100 км от центра ордера. В случае обнаружения противника, немедленно поднимается в воздух еще одна пара истребителей, и, вместе с первой, они выдвигаются в сторону противника на 300-350 км от авианосца. Группа барражирует перпендикулярно направлению угрозы. «Хокай» по радиоэлектронному излучению определяет точный пеленг на цель, и начинает сближение с противником. По этому сигналу с авианосца стартуют другие истребители для перехвата воздушной угрозы. Управление силами ПВО осу­ществляется при помощи боевой информационно-управляющей системы «Иджис» (AEGIS, «Щит»). Данная система обеспечивает коллективную оборону кораблей, позволяя перехватывать практически все современные сред­ства воздушного нападения, включая баллистические ракеты.

Система «Иджис» обнаруживает и сопровождает одновременно 250-300 целей, и наводит до 18 ЗУР на самые опасные из них. В отражении удара могут задействоваться также палубные истребители и самолеты ДРЛО. Решение на поражение целей может приниматься автоматически. В качестве средств поражения применяются зенитные ракеты типа «Стандарт-2» (SM-2) и более современные «Стандарт-3» (SM-3).   Противолодочная оборона АУГ Основным средством противолодочной обороны (ПЛО) АУГ являются противолодочные самолеты S-3A «Викинг». Они осуществляют патрулирование на расстоянии до 185 км от авианосца, совершая челночные полеты от центра АУГ и назад в направлении вероятного появления противника. Интервалы между приближением каждого самолета к центру АУГ должны составлять 1-2 часа. Каждый самолет производит поиск в своем секторе. На вооружении самолет S-3A глубинные бомбы, торпеды, мины, до 2 ПКР «Гарпун». Вместо оружия для увеличения дальности полета под крылом самолета могут устанавливаться два топливных бака по 1140 л.

Поисковое оборудование включает: магнитный обнаружитель AN/ASQ-81, до 60 радиогидроакустических буев (РГБ) систем «Джезебел», «Джули», ДИФАР, ДИКАСС, КАСС, РЛС AN/APS-116, ИК станция переднего обзора OR-89/AA, аппаратура РТР AN/ALP-76. При слежении за подлодками поисковые средства используются комплексно. Основным средством обнаружения подводных лодок являются радиогидроакустические буи, которые самолет сбрасывает в количестве 6-8 штук за час. В системе «Джезебел» используются пассивные РГБ AN/SSQ-41B направленного действия. Эта система позволяет обнаруживать подводные лодки на дальности до 20 км. В системе РГБ «Джули» применяются источники звука взрывного действия. Если в зону звукового эффекта взрыва попадет подводная лодка, то отразившийся от нее сигнал поступит к выставленным буям, а оттуда – к оператору на самолете. Система «Джули» обеспечивает обнаружение малошумных подлодок на дальности до 8 км. Система ДИФАР используется в условиях сильных акустических помех: в районах оживленного судоходства, при сильном волнении моря, и включает пассивные РГБ направленного действия AN/SSQ-53. У акустических антенн буев этой системы большая глубина погружения (до 300 м). Дальность обнаружения подводной лодки этой системой составляет до 25 км. РГБ AN/SSQ-62 системы ДИКАСС управляются по радиокомандам с самолета, что позволяет обнаруживать подводные лодки и определять их местонахождение при меньшем количестве буев.

Система РГБ КАСС использует активные буи AN/SSQ-50 ненаправленного действия, включаемые по команде с борта самолета. Магнитные обнаружители AN/ASQ-81 являются одним из основных неакустических средств обнаружения подводных лодок. Они работают по принципу регистрации магнитной аномалии, создаваемой ферромагнитной массой подлодки. Дальность обнаружения подводных лодок магнитным обнаружителем составляет 700-1000 м. Основное тактическое преимущество магнитометров заключается в возможности использования их в условиях гидроакустического противодействия. Инфракрасная станция AN/AAS-36 может обнаружить подводную по тепловому излучению ее корпуса и кильватерному следу. Дальность обнаружения подводной лодки по кильватерному следу до 20 км. Радиолокационная станция AN/APS-115B позволяет обнаруживать подводные лодки под перископом или антенной, работающей на прием, на дальности до 15 км. Станция радиотехнической разведки AN/ALQ-78 позволяет обнаружить подводную лодку, ведущей радиопередачу, на расстоянии до 600 км.

Кроме самолетов, противолодочную защиту обеспечивают подлодки, находящиеся в составе АУГ и оснашенные гидроакустическими станциями (ГАС). АПЛ выдвигаются на 75-165 км по курсу от центра походного ордера, и могут обнаруживать подлодки противника на расстоянии до 100 км. Для поражения вражеских подлодок используются ракеты-торпеды САБРОК и самонаводящиеся торпеды. Силы ближнего охранения АУГ включают вертолеты и надводные корабли. Их главная задача – не допустить торпедной атаки подлодок противника. ГАС надводных кораблей используются в активном режиме. Надводные корабли располагаются на расстоянии друг от друга, равном 1,75 дальности действия ГАС, создавая таким образом сплошное кольцо гидроакустического наблюдения.

Вертолеты используяют опускаемую ГАС, магнитный обнаружитель и радиогидроакустические буи. Дальность обнаружения подводных лодок ближним охранением составляет до 75 км от центра ордера.   Тактика борьбы с АУГ Американские стратеги считают современные АУГ практически неуязвимыми для противника. И это мнение действительно обоснованно, учитывая эффективность защитных средств АУГ. На расстоянии до 1000 км средства слежения АУГ уже способны обнаруживать противника цели и гото­виться к отражению атак. Поразить авианосец можно, лишь приблизившись к нему на расстояние пуска ракеты. Однако АУГ способна контратаковать противника при помощи палубной авиации еще до подхода того к рубежу ракетной атаки. К этому следует прибавить высокую конструктивную прочность и непотопляемость современных авианосцев.

Даже подрыв ядерного заряда мощностью до 50 килотонн вблизи авианосца, если это не прямое попадание, не гарантирует его потопления. Будучи поврежденным, он все равно сможет выполнять ряд функций, оставаясь центром АУГ. Во времена «холодной войны» проблема противодействия АУГ вероятного противника стояла перед руководством ВС СССР весьма остро. Как известно, Советский Союз никогда не имел мощного авианосного флота. Для него эта игрушка была слишком дорогой. Поэтому советские методы борьбы с АУГ были гораздо менее дорогими, чем применение авианосцев, но в то же время достаточно эффективными(?). Конечно, об эффективности их можно говорить лишь, базируясь на выкладках советских военных теоретиков, ведь на сегодняшний день не существует проверенной на практике методики уничтожения современной АУГ.

Оружие, разработанное в Советском Союзе для этих целей в 70 — 80-е годы, состоит на службе в ВС России и поныне. Методики его применения не изменились. В Вооруженных силах РФ борьба с АУГ (АУС) возлагается на ударные группы подводных лодок и надводных крейсеров с ПКР, морскую ракетоносную авиацию и дальнюю авиацию ВКС.

С учетом противодействия ПВО, для гарантированного уничтожения АУГ необходимо применить в одном ударе 70-100 ПКР со всех видов носителей. Нанесение удара такой мощности требует хорошо скоординированной операции группировки кораблей в сочетании с действиями ВВС. Основными проблемами в операциях такого рода являются: — своевременное развертывание в океан необходимого количества АПЛ для создания ударной группы до подхода АУГ к рубежу удара, или массового подъема палубной авиации, построение их в боевой порядок;

— организация взаимодействия ударных групп подлодок с авиацией;

— разведка и выдача целеуказания на все командные пункты и ударные силы.

Если для огневого поражения одной АУГ у российских вооруженных сил(теоретически) еще имеются достаточно надежные средства, то с разведкой и выдачей целеуказания дело обстоит намного сложнее. Для атаки АУГ подлодки выдвигаются в подводном положении. Гидроакустическая система (ГАК) АПЛ «Антей» способна засекать цели на расстоянии всего 100 км, но на такой дистанции российская подлодка сама будет обнаружена ПЛО противника.

Таким образом, российские подлодки, даже при наличии мощного противокорабельного оружия — ПКР «Гранит» с дальностью стрельбы 550 км, практически «слепы», и нуждаются в целеуказании от надводных, воздушных и космических средств разведки. Операции по уничтожению АУГ отрабатывались еще советским ВМФ.

В 1985 году была сформирована 7-я противоавианосная дивизия АПЛ, в составе двух тактических групп. В каждой группе было по 2 АПЛ проекта 949А и 1 АПЛ проекта 671 РТМ «Щука». Последняя призвана была выполнять функции обнаружения АУГ. С целью отработки методики борьбы с АУГ в Баренцевом море были произведены учения с ракетными стрельбами по мишенному полю. Боевой строй тактической группы выглядел следующим образом. «Щука» выдвигалась в передовое охранение на 20-40 км с задачей обнаружения противника ГАК «Скат». За ней строем фронта шли 2 АПЛ «Антей». По результатам учений состав тактической группы был скорректирован.

Для обеспечения действий группы формировалась разведывательно-ударная завеса в составе трех атомных подводных лодок проектов 705 или 671 РТМ. В июне 1986 года были проведены учения дивизии в Норвежском море. «Целью» послужила реальная АУГ США, которая проводила учения в этом же районе. Силами СКР проекта 1135, самолетов Ту-95РЦ и Ту-16Р было организовано слежение за авианосцем. Это позволило «Антеям» скрытно выдвинуться на дистанцию эффективного ракетного залпа, не входя в зону противолодочной обороны АУГ. Однако следует отметить, что в реальных боевых действиях советские (российские) разведывательные самолеты были бы очень быстро уничтожены палубной авиацией АУГ, что привело бы фактически к «ослеплению» подлодок.

Кроме авиации для целеуказания можно использовать спутники, но и они в случае реальной войны просуществовали бы недолго. Возможности ВС РФ по борьбе с АУГ увеличиваются в своей прибрежной зоне за счет дальних бомабрдировщиков-ракетоносцев, базирующейся на берегу. Мощным средством поражения авианосцев являются ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М2 и Ту-22М3, которых в современных российских ВС насчитывается более 170 единиц. Радиус действия этих самолетов около 1500 км (зависит от нагрузки, скорости и высоты полета). Максимальная скорость – 2300 км/ч, а у земли – 1050 км/ч. Нормальной боевой нагрузкой для них являются 2 ракеты X-22МА «Буря». Для выведения из строя АУГ необходимо выпустить не менее 40 ракет «Буря». Таким образом, для успешной атаки на АУГ нужен, как минимум полк Ту-22М в составе 20 машин с 2 ракетами Х-22 на каждой, плюс 10 самолетов РЭБ, несколько самолетов-разведчиков Ту-95 или Ту-22 МР.

Однако самолеты ДРЛО, неся круглосуточное боевое дежурство над АУГ, делают внезапный авиаудар практически невозможным! Противодействие истребителей палубной авиации, скорее всего, сорвет атаку еще на подлете к авианосцу. А кроме того, атакующим силам требуется преодолеть противовоздушную и противоракетную оборону кораблей. Поэтому бомбардировщикам потребуется прикрытие в виде полка истребителей СУ-27.

Стоит заметить, что подготовка указанной операции потребует концентрации большого количества самолетов на прибрежных аэродромах, рискующих попасть под превентивный удар АУГ. Данная информация несколько устарела. В ходе реформы ВС РФ морская ракетоносная авиация прекратила свое существование, а все ракетоносцы Ту-22М3 переданы в состав Дальней авиации. Сейчас боеспособных самолетов Ту-22М3 в ВВС России насчитывается не более сорока. Возможно, они пройдут модернизацию.

Кроме собственно сил ПВО и ПРО, АУГ располагает таким мощным инструментом борьбы, как средства РЭБ. В ходе отработки методов уничтожения АУГ еще советскими пилотами было замечено, что при приближении к авианосным соединениям США из-за воздействия помех, создаваемых средствами РЭБ, практически невозможно навести ракеты на цели. Поэтому был разработан план атаки, при котором сначала по площадям запускалось 8 ракет Х-22 с ядерными БЧ. Предполагалось, что после этого мощность средств РЭБ существенно снизится, и можно будет выпустить вторую волну ракет по конкретным целям.

В российской авиации на учениях отрабатываются также методы поражения авианосца бомбометанием с бомбардировщиков Су-24, однако в боевой ситуации противодействие средств ПВО АУГ с большой долей вероятности превращает российских летчиков в камикадзе. Что касается шансов поражения АУГ крейсерами УРО типа «Слава» (гордо именуемыми «убийцами авианосцев»), то даже с ПКР «Вулкан» они невелики.

Бесспорно, огневая мощь крейсеров типа «Слава» чрезвычайно высока, однако при подходе к рубежу пуска ракет этот корабль будет неминуемо обнаружен средствами ДРЛО АУГ и атакован палубной авиацией. Несмотря на достаточно серьезную систему ПВО этих крейсеров, против авиакрыла АУГ ему не устоять.

Всерьез говорить об атаке АУГ надводными кораблями УРО возможно только в случае прикрытия их мощной авиационной группировкой. В открытом море такое прикрытие мог бы обеспечить лишь один корабль в российском флоте – ТАВКР «Адмирал Кузнецов» но как известно, боеспособность данного корабля весьма условна.  Говоря о возможностях современных российских вооруженных сил по борьбе с АУГ, следует признать, что они не слишком высоки, и, безусловно,в десятки раз ниже тех, которыми располагал СССР. В значительной мере это обусловлено слабостью российских средств РЭБ и ДРЛО. Также наивно полагать, что ударные силы для борьбы с АУГ, перечисленные выше, находятся в образцовом состоянии.

В современной практике известен лишь один конфликт, в котором авианосцам противостоял сколько-нибудь достойный противник. Речь идет о Фолклендской войне 1982 года между Великобританией и Аргентиной. В состав морской группировки британцев входили авианосцы «Инвинсибл» и «Гермес», а также вспомогательный авианосец «Атлантик Конвейер». Последний, правда, представлял собой переоборудованный контейнеровоз, на котором базировались 10 британских вертолетов, а также хранились значительные запасы топлива, боеприпасов и военного имущества. 25 мая наземный радар аргентинцев засек британскую АУГ в 110 милях к северо-востоку от Порт-Стэнли.

Против британской эскадры были направлены два штурмовика «Супер-Этандар». Идя на высоте 30 м с выключенными радарами, аргентинцы сумели незамеченными подобраться к АУГ.  На расстоянии 69 км от цели аргентинцы включили радары, засекая британские корабли, и через несколько минут произвели пуски двух ПКР «Экзосет» по крупным судам. Ими оказались «Гермес» и «Атлантик Конвейер». Сразу же после пуска оба «Супер-Этандара» обратились в бегство на максимальной скорости, не тратя время на выяснение результатов огня.

А результаты были неутешительными для англичан. Одна из ракет сразу же попала в «Атлантик Конвейер». Вторая устремилась к «Гермесу», но с кораблей охранения был произведен отстрел дипольных отражателей, в результате чего ракета сбилась с курса…и попала в «Атлантик Конвейер». На контейнеровозе возник сильнейший пожар, в результате которого судно полностью выгорело, и через шесть дней затонуло.

Погибло 12 членов экипажа, в т.ч. капитан корабля. 30 мая аргентинская авиация в составе четверки палубных штурмовиков «Скайхок» и двух «Супер Этандаров» предприняла атаку на британский авианосец «Инвинсибл». Как и в предыдущем случае, самолеты шли с выключенными радарами на предельно малой высоте – 18 м над штормовым морем. Подойдя к цели, «Скайхоки» ринулись в атаку, вызывая на себя огонь кораблей охранения. Тем временем, «Супер Этандары», вооруженные ПКР «Экзосет», скрытно выходили к рубежу удара. Здесь точки зрения аргентинцев и англичан кардинально расходятся.

По аргентинской версии, один из «Супер Этандаров», с расстояния 25 км произвел пуск «Экзосета» по «Инвинсиблу», однако на расстоянии 12800 м от цели полет ракеты прервал огонь артустановки эсминца «Эксетер». Тем временем, «Скайхоки», потеряв две машины от зенитного огня британцев, сумели прорваться к «Инвинсиблу», и добились двух попаданий по авианосцу 454-кг бомбами. В результате корабль был сильно поврежден.

По версии британцев, «Инвинсибл» вообще не был атакован аргентинской авиацией. Под удар якобы попали британские эсминец и фрегат, которые из-за плохих погодных условий были приняты аргентинцами за одну крупную цель. Обе стороны до сих пор настаивают на своей правоте, поэтому определить истину в этом споре трудно. Во всяком случае, «Инвинсибл» до сих пор находится в строю. Однако, окажись на месте британской эскадры АУГ США, аргентинцам вряд ли что-то бы вообще светило. По боевым свойствам британские авианосцы класса «Инвинсибл» значительно уступают кораблям класса «Нимитц». В частности, палубная авиация «Инвинсибла» составляет всего 6 самолетов и 12 вертолетов, он не имеет системы «Иджис».

Подводя итог разговору о средствах поражения АУГ хочется сказать следующее. Противник, располагающий таким мощным средством агрессии, как авианосцы, всегда сильнее.  Прорыв обороны АУГ (АУС), скорее всего, будет сопряжен с крупными потерями, если не с полным истреблением атакующих. Чтобы вывести из строя, а тем более уничтожить такую военную машину, потребуются сверхкомпетентные стратеги, а еще – команда моряков и летчиков высочайшей отваги и профессионализма. Стране, не располагающей подобным человеческим потенциалом, вряд ли поможет какое-либо оружие…

(По книгам: Н.И. Белавин «Авианесущие корабли», И.Беркут, Р.Василишин «Брат», публикациям в журнале «Зарубежное военное обозрение», материалам сети Интернет).

Источник: http://www.modernarmy.ru/article/73 © Портал «Современная армия»

5+

Помощь проекту

Уважаемые читатели! Мы работаем для вас — стараемся подбирать и публиковать самые интересные и познавательные статьи. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете помочь развитию нашего журнала.
Заранее благодарим вас за вашу поддержку!
https://www.privat24.ua
Карта Приватбанк 5168745300344147