А задумано было неплохо: самодвижущаяся 155-мм гаубица XM123/XM123A1.

0

Повышение мобильности артиллерии всегда было одним из приоритетов военных. С развитием механизации армий стало, вроде бы, полегче — но с одной стороны пушки стремительно тяжелели, а с другой стороны, способность быстро сменить позицию становилась все более актуальной. Опять же, аэромобильные подразделения — таскать вместе с пушками стремительно тяжелеющие тягачи… В общем, американцы тоже занялись самодвижущимися орудиями.

Но, если в СССР 85-мм СД-44 (и малоизвестная СД-57) были противотанковыми орудиями, то американцы поставили моторы на гаубицы. Вот, к примеру, была у них сугубо неплохая 155-мм гаубица M114, к которой в 1962 году прикрутили на левую станину два двухцилидровых мотора по 20 л.с. (мотоциклетные, как я понимаю) и гидравлическую трансмиссию. Так получилась самодвижущаяся гаубица ХМ123.

В отличие от советских орудий оно передвигалось стволом вперед, но гораздо медленнее — в пределах 10-15 км/ч. Свои ограничения накладывало и управление: гаубицей рулили «по-самолетному» — заднее колесо было самоориентирующимся, а повороты осуществлялись изменением распределения момента на ведущих колесах (благо, с гидравликой это несложно). Точность такого руления оставляла желать лучшего, а уж на пересеченной местности и подавно.

Впрочем, быстро выехать из транспортного самолета, переползти от дороги к позиции, просто сменить позицию во время боя без вызова тягача орудие могло. Первоначально гидромоторы просто повесили внутри обычной М114, слегка увеличив колею, как раз на место под двигатели — но после первых опытов сделали иначе: колеса сдвинули, а гидромоторы повесили снаружи, получив ХМ123A1.

Полагаю, это не самое красивое решение было применено по соображениям авиатранспортабельности, чтобы в какой-то транспортник получилось заехать. Всего в 1962-1965 годах было изготовлено три орудия XM123, а потом… Потом у военных в очередной раз «изменились приоритеты», и от самодвижущихся гаубиц американцы отказались.

Источник:https://strangernn.livejournal.com/

0